"Не много ли у нас торговых сетей?" На Алтае обсудили судьбу небольших несетевых магазинов

декабрь 20, 2017

В битве за потребителя, которую ведут торговые сети, есть проигравшие: малые магазинчики и рынки. Они теряют покупателей, обороты, людей. Нет, они еще живы, ищут новые подходы, отдаленные места, где их не задавит сетевой супермаркет. Но какова их дальнейшая судьба? Каков рецепт спасения небольших сельских магазинов? Тему обсудили на панельной дискуссии конгресса предпринимательских объединений Алтайского края, прошедшем на прошлой неделе.

Сельский магазин.
Анна Зайкова

Приказали долго жить

"Я спрашиваю сам себя: кого я должен поддерживать и что контролировать?" — размышляет Степан Поспелов, руководитель управления ФАС по Алтайскому краю.

Ответ на этот вопрос дать, похоже, непросто. С одной стороны, сети — это ж конкуренция. А добросовестная конкуренция — это хорошо. С другой стороны, получается так: открылась в селе "Мария-Ра" — местный магазин закрылся.

Степан Поспелов,
руководитель УФАС по Алтайскому краю:

— Возьмем сельское поселение: 2 тыс. жителей, Тальменский район. Работало три местных магазина, сделаны по современным требованиям — все чистенько, самообслуживание, нормальный ассортимент. Семья. В село заходит "Мария-Ра". Строит великолепный магазин — в Барнауле такие поискать надо. Цены нормальные. Людям нравится. Но через два месяца два из трех местных магазинов приказали долго жить.

Открытие второго магазина "Леруа Мерлен".
Олег Богданов

"Весело, очень весело"

Когда в Родино готовили к открытию первую "Мария-Ра", ночью вход в магазин перекопали экскаватором. "Не без участия администрации. Они очень хорошо боролись, молодцы. Мы так не делаем. Мы законопослушные граждане", — говорит Борис Янцен, предприниматель из Родинского района и председатель общественного совета при главе района.

Между тем, потребительский рынок в селах сужается. К примеру, население Родинского района (а значит, и число покупателей) уменьшилось с 18 тыс. до 15 тыс. человек. И вот на этот сужающийся рынок торговые сети идут и идут.

Напротив магазина Бориса Янцена стоит "Холди". Справа — "Аникс". Слева — "Мария-Ра". А через 50 метров еще одна "Мария-Ра" и по соседству с ней "Магнит".

Борис Янцен,
индивидуальный предприниматель:

— Весело, очень весело. Я не знаю, зачем они идут к нам - я задаю этот вопрос как бизнесмен. Помню, как заходил "Холди". На выравнивание участка завезли земли миллионов на 10. Я спрашивал: зачем вам это? Сказали: у нас команда — открываться там, где "Мария-Ра"... А мы попадаем под раздачу. Ну, такая ситуация сегодня в селе.

Продаем все, что продается

Борис Янцен развивал свой бизнес в районе 24 года — считай, полжизни. В былые годы у него работало до 70 человек. Сейчас 40. И это результат захода сетей. Но бороться с ними местному торговому бизнесу "не гоже и недюже", продолжает он. А вот приспосабливаться надо.

Борис Янцен,
индивидуальный предприниматель:

— Справляемся за счет того, что более активно работаем в селах, у нас степные расстояния. Но опять же спасибо Сбербанку, в пояс им кланяемся. Они позакрывали свои отделения практически во всех селах. Человек нанимает такси, едет в район, снимает деньги со счета, идет в "Марию-Ра" или "Магнит", тратит эти деньги и возвращается в свое село. Чудесно.

Держится сельская торговля еще и за счет широчайшего ассортимента — от соли до ювелирных изделий. "Продаем все, что продается", — говорит Янцен.

Борис Янцен, Евгений Дешевых, Степан Поспелов и Вячеслав Химочка на конгрессе предпринимателей Алтайского края в декабре 2017 года.
Altapress.ru

Повлиять сложно

Вообще, панельную дискуссию о судьбах малой торговли вел предправления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. И он поставил вопросы ребром: отвечает ли развитие торговых сетей интересам горожан? Насколько оно сбалансировано? И вообще, не слишком ли много у нас торговых сетей?

Юрий Фриц,
председатель правления Алтайского союза предпринимателей:

— В Европе открытие нового торгового центра рассматривается с той точки зрения, необходим ли он населению в этом месте, не будет ли он вызывать излишнюю конкурентную борьбу.

Вице-мэр Барнаула Вячеслав Химочка уверен, что развиваться должны и сети, и магазины пошаговой доступности.

Вячеслав Химочка,
замглавы администрации Барнаула:

— Мы подходим с точки зрения, достаточно ли для населения торговых точек или нет. Пока население голосует своим рублем за то, что нужны торговые предприятия, они будут развиваться, и повлиять на это власти сложно.

Факт

В Барнауле при нормативе обеспеченности торговой площадью в 657 кв метров на 1 тыс. жителей приходится 1,2 тыс. кв. метров. Примерно такая же ситуация и в административных центрах других регионов. В Омске — около 1 тыс. кв. метров, Кемерове — 900, Новосибирске — более 2 тыс.

Не терпит пустоты

Оптимистичен был и Евгений Дешевых, руководитель управления края по поддержке предпринимательства. Последние три года доля малого торгового бизнеса в крае не меняется — это чуть больше 20%, сказал он. Доля крупных сетей растет, но за счет сокращения ярмарочной и рыночной торговли.

Да, кто-то закрывается. Но место пустым не остается: на смену приходят другие. "Баланс положительный: за 10 месяцев 2017 года мы приросли на 80-90 объектов", — сказал Дешевых. Вообще же, товаропроводящая сеть в Алтайском крае разноформатная. Из 14,6 тыс. стационарных объектов около 9 тыс. принадлежат малому бизнесу, то есть 62-63%.

Евгений Дешевых,
руководитель управления края по поддержке предпринимательства:

— И, конечно, вся рыночная, ярмарочная и нестационарная торговля — на 100% предприятия малого бизнеса.

Взлом магазина.
22.мвд.рф

Погрозим сетям пальцем

Но Степан Поспелов все же считает, что перекос имеет место. В Благовещенском районе ему рассказали, как выдают разрешение на открытие стационарной торговой точки. Если коротко, то без административных барьеров: кто пришел, тому и разрешаем, никому не отказываем.

Между тем, работающие в сельской местности мелкие производители молока, хлеба, мяса и т. п. в крупные сети зайти не могут. Что ж им тогда, закрываться вместе с мелкой местной розницей?

Борис Янцен,
индивидуальный предприниматель:

— У товаропроизводителя небольшого района единственный способ попасть на полки — это через небольшие магазины. Я поставил своим товароведам задачу: товар, производимый на территории Родинского района, в обязательном порядке должен быть у нас. Если я его у кого-то не нахожу, их зарплата не растет.

Юрий Ряполов,
депутат Барнаульской гордумы:

— Мы понимаем, что если закроются не сетевые магазины, а их в Барнауле больше 100, то автоматически будут проблемы у сотен маленьких производителей, которые не могут работать с сетями. Это минус налоги, минус рабочие места.

Факт

По итогам 2016 года доля алтайской продукции в ассортименте торговых организаций городов края составила 64%. А вот в объеме продаж крупнейших сетевых игроков региона — 42%, в правительстве края.

Помогать надо

Ограничить развитие сетей может ФАС — она следит за тем, чтобы на локальном рынке они не занимали больше 25% розничного товарооборота. Если превышает, ФАС ей открывать новые точки. Правда, сам Поспелов, видимо, считает эту меру не очень-то эффективной — это как "пальцем погрозить".

Он полагает, что власти "на земле" (то есть органы местного самоуправления) от этого вопроса не должны уходить. Другое дело, есть ли у них для этого инструменты?

Юрий Ряполов,
депутат Барнаульской гордумы:

— Мы на уровне города стараемся поддерживать не сетевые магазины. Не зря у нас социальные магазины открываются, для них аренда 50%. Но это единственное, что город может для них сделать...

Но посмотрите, как организована поддержка в Германии. Пятница вечер, суббота-воскресенье — сети торговать не могут. Автоматически, не предпринимая никаких других мер, перенаправляется поток покупателей. Надо смотреть, можем ли мы что-то в правовом поле сделать.

Сельский магазин.
altapress.ru

Станем нефтяниками

Так или иначе, как раз сейчас разрабатывается концепция развития торговли в Алтайском крае до 2025 года, в которой для малого бизнеса предусмотрен ряд стимулов.

Евгений Дешевых,
руководитель управления края по поддержке предпринимательства:

— Для малого бизнеса концепцией предусмотрен ряд стимулов — они касаются преференций для нестационарных торговых объектов, упрощение для работы на рынках и ярмарках, развитие передвижных форм торговли.

Из финансовой поддержки предусмотрены только возмездные формы — микрозаймы и поручительство гарантийного фонда, но тем не менее, и эти формы достаточно востребованы. Концепция сейчас еще проходит стадию обсуждения. Так что свои предложения они еще могут высказать.

Насколько это удовлетворило участников конгресса? Сказать трудно. На вопрос Юрия Фрица, что может спасти сельские магазины, Борис Янцен предпочел ответить шуткой. Той шуткой, в которой, как водится, есть серьезная идея.

Борис Янцен,
индивидуальный предприниматель:

Рецепт спасения есть. Я хочу, чтобы 15 тыс жителей нашего района стали нефтяниками... Я хочу, чтобы государство поняло: за пределами московской кольцевой дороги тоже люди живут. Увеличить доходы людей — и всем хватит.