Во дворах разрешили делать платные парковки. Как это будет работать?

декабрь 28, 2017

Региональным властям разрешили делать платными парковки во дворах жилых домов после согласования с жителями. Об этом говорится в законе "Об организации дорожного движения в РФ", который Госдума 20 декабря приняла в окончательном третьем чтении. Как это будет работать?

Парковка автомобилей.
Анна Зайкова

1 Кто будет решать, организовывать ли платную парковку?

Это зависит от того, кому принадлежит участок, на котором можно разместить парковку. Если он — коллективная собственность жильцов, то решение примут на собрании. На него должно придти не менее 50% собственников квартир. Если 2/3 голосов будут за платную парковку — ее можно будет организовать, ведущий юрист "Содружества земельных юристов" Элита Закиян.

Если под стоянку хотят отдать муниципальную землю, то ее судьбу определяют местные власти согласно утвержденной документации по планировке, а также с учетом мнения собственников соседних домов. Порядок действий определят муниципальные правовые акты.

Петр Шкуматов,
автоэксперт ( Forbes):

— Многие пребывают в иллюзии, что двор является собственностью жильцов многоквартирного дома. Однако это не так. Чтобы отмежевать территорию, нужно потратить очень много сил. Многие решения по межеванию — судебные. По умолчанию земля, на которой размещен двор, принадлежит городу. Следовательно, при желании владельца этой земли, то есть города, парковка на этом участке может стать платной. Жителей даже спрашивать не обязательно.

2 Куда пойдут деньги?

Плату за стоянку на платной парковке во дворе, согласно законопроекту, будут устанавливать региональные власти. Получать деньги будет владелец земли: собственники или муниципалитет. При этом владельцем парковки может быть только ИП или юрлицо. Это значит, что собственники смогут получать доход через ТСЖ, жилищный кооператив или управляющую организацию.

3 Есть ли какие-то ограничения на организацию парковок?

Закон отдает этот вопрос на откуп региональных властей, портал pravo.ru. Они могут запретить платные парковки на территориях около детских садов, школ, спортивных учреждений, государственных больниц и поликлиник и т. д. Также они вправе разрешить бесплатно пользоваться государственными или муниципальными парковками в определенное время суток, конкретные выходные или праздничные дни.

Парковка автомобилей.
Анна Зайкова
4 Кто сможет парковаться бесплатно или получит льготы?

Инвалиды, водители машин пожарной охраны, скорой помощи и силовых ведомств.

5 Когда заработает механизм?

Закон вступит в силу через год после утверждения президентом и официального опубликования, то есть не раньше января 2019 года.

6 Что еще привнесет новый закон?

Среди прочего закон "Об организации дорожного движения в РФ":

  • разрешает региональным властям вводить ограничения на проезд машин в зависимости от времени суток или конкретных дней.
  • запрещать движение транспортных средств низкого экологического класса;
  • позволяет автомобилям ФСО, Росгвардии и Следственного комитета парковаться бесплатно в любом месте города;
  • регионы теперь смогут установить периоды времени суток, а также выходные и праздничные дни, когда платные парковки становятся бесплатными;
  • если региональные власти организуют платные парковки, то они обязаны за месяц предупредить об этом жителей, а также обосновать, с какой целью это делается.

Факт

Минтранс подготовил законопроект еще в феврале 2012 года. Изначально он предполагал, что местные власти въезд в центр города, но во втором чтении резонансную идею вычеркнули из текста документа

Комментарий

Ярослав Нилов,
депутат Госдумы, зампред фракции ЛДПР ( "За рулем"):

— Ко второму чтению прямые ссылки на возможность введения платного въезда в городах были убраны, но остались в завуалированной форме. И самое главное, что нас смущает и пугает, - слишком много полномочий дается местным властям, в том числе по организации платных парковок, и даже на придомовых территориях!

Вообще, этот законопроект полностью ориентирован на создание платного парковочного пространства и на серьезное ограничение въезда в города определенных категорий транспортных средств. Очень много в нем условных трактовок: нормы могут применяться, а могут и не применяться, четкости нет, что также вызывает вопросы.

Документ развязывает руки властям: если сегодня в Москве платные парковки удается организовать через борьбу с муниципальными депутатами, желанием граждан и действующим законодательством, то теперь все это законодательно упростится. Мы видим негативный опыт Москвы, который начал распространяться в регионах. Думаю, доживем и до того времени, когда будут вводить плату во дворах и рассказывать, что жители сами этого просят. Хотя не знаю ни одного человека в здравом уме, который попросил бы ввести платную парковку у себя во дворе!