январь 25, 2018
Вот какая интересная штука — в Барнауле все заботятся о сохранении исторических памятников: архитекторы, чиновники, общественность, а они — парадокс — продолжают исчезать.
Последствия пожара в здании конторы купца Морозова. 22 января 2018.
Анна Зайкова, altapress.ru
Власти создали огромный исторический кластер, в который вложили миллиарды. Правда, в дороги, мосты, лестницы, набережную, ливневку. Никто не спорит — хорошо. Точно лучше раздрая, свалок и развалюх, что были раньше на этой территории.
Но все это, грубо говоря, новодел. А здания-памятники — собственно, главные "герои" исторической части города — опять скромно остаются в стороне.
Есть единицы восстановленных объектов: торжественное здание на пр. Социалистическом, 21 (полностью реконструировано компанией "Строительная перспектива"), на ул. Пушкина, 62 (частные инвестиции). Есть проект восстановления дома на Пушкина, 48 за счет бюджетных средств. Вторую жизнь пытается дать Аптеке Крюгер Сергей Корепанов, правда, процесс идет очень туго. Идет ремонт в ресторане "Русский чай".
Но это единичные случаи — комплекса они не создают. И состояние большинства домов-памятников в исторической части города остается грустным. Не говоря о заборах вокруг них и заросших территориях.
Тем временем если взять хотя бы половину тех бюджетных средств, что уже вложены в создание туркластера, а это около 1 млрд рублей, то на них, по приблизительным расчетам, можно было отреставрировать около 10 зданий-памятников. И в них бы появилось содержание — то, чего катастрофически не хватает сегодняшним объектам кластера. Ведь за каждым таким домом стоит история, своя легенда.
Но сегодня о судьбе памятников мы слышим больше из чрезвычайных сообщений: сгорел, разрушился, выставлен на продажу, но никому не нужен. В прошлом году, правда, нашел своего хозяина крупнейший из федеральных памятников культуры Барнаула — сереброплавильный завод. Но покупателей, двух известных в крае предпринимателей, заклевали: они — о ужас! — имели наглость не только думать о судьбе комплекса, но и размышлять над тем, как вернуть вложения.
В крае год назад создали целое новое управление — госохраны этих самых памятников. В конце 2017 года было утверждено положение о надзоре в этой сфере. Теперь управление должно в постоянном режиме вести контроль за состоянием памятников. В том числе, говоря русским языком, держать в тонусе и "пинать" их собственников, чтобы они за ними следили, содержали, обеспечивали безопасность и т. д. Посмотрим, как это у них получится.