январь 26, 2018
В Алтайском крае практически завершилась кампания по назначению глав городов и районов. Всего за 2017 год руководители сменились в 62 муниципалитетах из 69, в 51 из них — после сентябрьских выборов. Более трети глав избраны впервые. С учетом того, что после сентябрьских выборов обновление депутатского корпуса на местах составило от 30% до 90%, можно говорить, что в регионе произошел серьезный "апгрейд" власти.
Алтайский край. Дорога.
Евгения Родочинская
Самое масштабное обновление произошло на депутатском уровне — и в районах, и в поселениях. По данным Бориса Трофимова, председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, оно составило от 30% до 90%. По его словам, мнения по поводу того, хорошо это или плохо, разнятся. Одни говорят, что нарушена преемственность и может произойти раздрай. Другие — что это прекрасно: пришли новые люди, "заряженные", у которых есть азарт и желание менять жизнь на селе к лучшему.
— У нас сменилось около 50% депутатского корпуса. Но есть те, кто работает уже и несколько созывов. Идет смена поколений, и это хорошо.
Правда, он пеняет на отсутствие преемственности в прежнем смысле: когда опыт переходил, что называется, от дедов к отцам, а от тех — к сыновьям. "Сейчас интернет один", — говорит он.
Главы впервые назначены в 22 муниципалитетах, то есть более чем в трети от общего числа: в Бийске, Новоалтайске и Рубцовске, а также в 19 районах.
Однако говорить о глобальной смене качественного состава здесь, наверно, нельзя. Подавляющая часть "новичков" и раньше работала в местной администрации или других органах власти.
Александр Пластеев, глава Залесовского района, прежде занимал пост главы сельсовета. Так что, говорит он, эта новая работа — в какой-то мере хорошо забытая старая: до 2014 года, когда внесли поправки в закон о местном самоуправлении, у поселений были почти те же полномочия, что сейчас у района.
— Специфика самоуправления в том, что случайных людей, извне здесь почти не бывает — это те, кто уже давно работает, знает эту работу. Главой района должен быть хозяйственник, который разбирается в бюджете, коммунальном хозяйстве и т. д.
В 37 муниципалитетах главы сохранили свои кресла, они и раньше занимали посты руководителей администрации.
Главы говорят: избрание везде проходило на альтернативной основе. По их словам, нельзя сказать, что возникали какие-то уж очень большие проблемы с подбором кандидатов. Катастрофическое кадровое положение — не на районном уровне, а на поселенческом, утверждают они.
— Отсутствие внятной кадровой политики приводит к тому, что в местное самоуправление приходят случайные люди, не знают законов, основ бюджетной политики. Они думают, что придут и все решат. А потом оказывается, что бюджет 1,5 млн рублей, людей нет и зарплата низкая. У нас в районе главы получают 11–16 тыс. рублей.
С тем, что уровень оплаты труда глав сельсоветов недопустимо низкий, особенно в свете ответственности и объема работы, согласен и Борис Трофимов, председатель комитета по местному самоуправлению АКЗС.
— Я вам больше скажу, в селах кадровый голод. Раньше была система подготовки кадров. Плохая или хорошая, но отбор шел по деловым качествам. А сейчас все учатся в вузах, все дипломированные специалисты, а практики нет, опыта нет — иногда ничего нет ни в душе, ни за душой.
Максимальное число претендентов на пост главы было в Бийске — девять человек.
Минимальное количество кандидатов — по два — было в Заринске, Новоалтайске, Яровом и в 21 районе, то есть в 40% от общего числа муниципалитетов, где прошли назначения.
Источник: департамент внутренней политики края.
"Мигрантами", то есть главами, переехавшими из одного города или района в другой, стали:
— Иван Маскаев (глава Алейска, прежде — глава администрации Усть-Пристанского района),
— Владимир Басалаев (глава Тогульского района, прежде — глава администрации Ельцовского района).
Для Басалаева назначение в Тогул — это возвращение домой. "Я родился, вырос и работал здесь. Это я в Ельцовском был как Ленин в Разливе", — отшучивается он.
— Я считаю, нет ничего плохого в горизонтальных перемещениях. Я "родом" из советской управленческой школы, тогда такой подход практиковался активно.
Во многих городах и районах кипели свои "страсти". В некоторых процедура прошла спокойно. Но в целом закон везде соблюли.
— Были случаи, и не единичные, когда комиссия отклоняла те или иные кандидатуры. Но наша позиция была — ни в коем случае не допустить субъективизма, нарушений законодательства.
Он рассказал, что сложности возникли, как ни странно, из-за противоречий в законодательстве.
— Президиум Верховного суда РФ принял решение в июле, что отсутствие допуска к гостайне не является основанием для отказа кандидату. Другие нормативные документы требуют этого обязательно. Но мы, я считаю, прошли уверенно этот тонкий момент.
Свыше 6 тыс. депутатов сельского, районного и городского уровня избрали в сентябре 2017 года, а также почти 200 глав сельсоветов
Среди ключевых задач, которые сегодня главы выделяют, — рост собственных доходов.
Региональные власти регулярно призывают глав провести ревизию земли, имущества как основных резервов для увеличения поступлений в бюджеты. Однако главы говорят: налог на землю и имущество, безусловно, важен. Но он поступает в бюджет лишь раз в год и весь — в казну поселений. Для районов куда более значим НДФЛ — он поступает ежемесячно и является индикатором развития социально-экономического положения.
Но в этом вопросе есть и очевидные трудности: из сел уходят федеральные структуры — закрывают свои представительства почта, Сбербанк, другие организации. А они гарантировали выплату "белых" зарплат, соответственно, обеспечивали регулярное поступление НДФЛ. Теперь же на селе по большей части остается местный бизнес, большая доля которого работает "всерую", часто официально выплачивая работнику только МРОТ. С соответствующим размером НДФЛ.
И тем не менее главы видят потенциал в увеличении числа рабочих мест и роста зарплаты в сельском хозяйстве и переработке.
Кроме того, одной из главных задач главы называют улучшение социальной инфраструктуры: ремонт школ, ДК, больниц и объектов ЖКХ в первую очередь. Для этого они планируют участвовать во всех возможных госпрограммах, претендовать на гранты и т. д.
Новые составы депутатов принимали решение о назначении конкурса на замещение вакантной должности главы города или района.
Формировались конкурсные комиссии: половина — по рекомендации губернатора (в состав входили его заместители, руководители министерств или управлений, другие чиновники), половина — депутаты краевого и сельского уровня.
Комиссии принимали документы от желающих занять пост главы, проверяли их на соответствие требованиям законодательства. В том числе на возможность допуска к гостайне.
Комиссия принимала решение, кого можно рекомендовать депутатам, и те на сессии выбирали главу.