январь 29, 2018
Директор санатория "Россия" из Белокурихи Федор Елфимов уверен, что представление о дорогом отдыхе на алтайском курорте — стереотип. В интервью altapress.ru Елфимов рассказал, почему так считает и чем Белокурихе поможет курортный сбор с отдыхающих.
Федор Елфимов.
Дмитрий Лямзин
— Мое внутреннее убеждение состоит в том, что Белокуриха развивается и будет продолжать это делать. Я считаю, что ей еще есть куда расти. Условно говоря, Баден-Баденом она пока не стала. В городе есть и место, и потенциал для совершенствования. Есть такое выражение — "как вылизанное яйцо". Вот к такому состоянию Белокурихе еще нужно стремиться.
Можно и, наверно, нужно строить объекты в другом месте. Но это уже будет не Белокуриха. Наш курорт уникален своей радоносодержащей лечебной водой. Сюда испокон веку люди ехали на термальные источники, на ванны.
Конечно, одного этого фактора отдыхающим уже не достаточно, и жизнь заставляет нас идти в ногу со временем. Раньше у отдыхающих не всегда была возможность попасть в хороший номер. Это неправильно. Сейчас гости хотят комфорта. Прежде люксы и апартаменты продавались очень сложно, а сегодня это самая продаваемая категория. У нас не остается другого выбора, кроме как соответствовать этому спросу.
На реализацию нескольких интересных проектов меня подвиг Александр Федорович Ракшин (руководитель компании "Мария-Ра". — Прим. altapress.ru). Сегодня модно вести активный образ жизни — люди хотят быть здоровыми. Мы разработали столько троп для пеших прогулок! Также построили лыжероллерную трассу на территории санатория со стрельбищем и оружейной комнатой. Олимпийская сборная России по биатлону уже проводила здесь полноценные тренировки.
— В "Белокурихе-2" тоже строят крупный стадион и тоже — в расчете на сотрудничество со сборной. Вы будете конкурировать?
— Мы, санаторий "Россия", не будем. Мы уже это имеем.
Вообще, руководители санаториев Белокурихи сотрудничают. Мы радуемся, когда кто-то из нас строит новый спортивный зал или другой интересный объект. Потому что все это работает в целом на имидж Белокурихи. Так не бывает, чтобы один санаторий был хорошо заполнен, а другой плохо.
У нас колебания загрузки общие: и подъемы, и спады. Мы все зависим друг от друга. Когда идет спад, хуже начинают себя чувствовать все, даже продавцы на рынке. Они идут к нам и говорят: почему у вас народа нет?
Я не буду объективен, если скажу "у нас лучше, у других хуже". Каждый находит "свое" место.
Сегодня в санатории "Россия" и двух его отелях одномоментно могут разместиться около 800 человек
— Но вы не рассматриваете "Белокуриху-2" как объект возможных инвестиций? Ведь площадка подготовлена, к ней подведена инфраструктура.
— У нас есть своя заимка "Лесная сказка" в восьми километрах от санатория. Ее развитию мы уделяем большое внимание: там уже сейчас работает ресторан, построено несколько отелей и гостевых домов, есть водоемы, горнолыжный спуск, бани, другие объекты.
И земли, и потенциала у нас там достаточно. То есть нам в "Белокуриху-2" просто идти не с чем. И мы не настолько финансово свободны, чтобы запускать очень крупные проекты.
Пока "Белокуриха-2" в большей степени государственный проект, в том числе с точки зрения объема вложенных инвестиций. Частные инвестиции тоже приходят, но пока здесь возводят не очень крупные объекты.
— Говорят, последние два-три года именно заимке вы уделяете наибольшее внимание.
— Это моя батарейка. От санатория в самом спокойном режиме 20 минут езды. Телефон там не работает. Оптоволокно мы провели туда, но доступ к интернету даем, когда нас сильно просят (улыбается). Полное единение с природой. Сын Евгений недалеко построил комплекс-трассу для велосипедистов. Территория заимки соединена тропами с Сухой Гривой, с той же "Белокурихой-2".
— Это дорого — создать такой проект?
— Я им занимаюсь 10 лет. Фактически это не коммерческий проект. В том смысле, что прибыли он сегодня не приносит. Возможно, когда-то он и будет зарабатывать деньги, но сейчас концы с концами не сходятся. Потратили мы, конечно, большую сумму. Представьте, один только час экскаватора стоит 3,5 тыс. рублей. Смена — 10 часов. Умножьте. И это только мизерная доля затрат.
— Как вы относитесь к стереотипу, что отдыхать в Белокурихе дорого?
— Что такое отдых в санатории? Это лечение, проживание и питание. Возьмем нашу цену — 4 тыс. рублей в сутки. Вы дайте человеку эту сумму и попросите его найти вариант размещения с трехразовым питанием по типу шведского стола и комплексом лечения. И тогда вроде бы все вопросы должны отпасть. Но если просто умножить эти 4 тыс. на 21 день, то цифра получается существенная. Поэтому и складывается представление о Белокурихе как о дорогом курорте.
— И тем не менее уровень загрузки санатория остается высоким?
— Этот показатель зависит от очень многих факторов, и на некоторые из них мы не можем оказать никакого влияния. Скажем, в середине декабря мы были загружены на 80%, в Новый год — на 100%, в январе-феврале санаторий будет заполнен в среднем на 60–70%. Мы постоянно выстраиваем рынок реализации. Но нам регулярно преподносят сюрпризы.
Например, сегодня активно идут процессы поглощений страховых компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием (ДМС). Мы можем просто не приглянуться новому руководству. И это моментально сказывается на заполняемости.
То есть загрузка может измениться одним росчерком пера: не заключил договор с крупным потребителем наших путевок — и она упала. Именно поэтому мы стараемся диверсифицировать потоки наших гостей, чтобы сохранять стабильность предприятия.
— Как меняется их структура? Раньше большую долю составляли сотрудники крупных северных предприятий, они по льготным путевкам лечились в Белокурихе. А сейчас, рассказывают ваши коллеги, растет число частных заказов.
— Прежде каждый руководитель крупного предприятия имел право заключать договоры с нами и относить это к затратам. Но жизнь меняется — компании урезали средства, которые шли на оздоровление. Перешли на другую модель — людям выдавались деньги на эти цели. Но зачастую они тратили их на другие нужды.
Когда условно стоял выбор, купить шубу или поехать на курорт, многие выбирали шубу. А руководителям нужно, чтобы люди оздоравливались. Некоторые предприятия стали заключать договоры в рамках ДМС.
Физические же лица — это самый требовательный, самый дотошный клиент, но именно с ним интересно работать. Когда человек вкладывает деньги в собственное здоровье, он очень взыскателен. Это помогает нам быть начеку. Сегодня около 50% наших гостей — физические лица.
— Вы планируете расширять номерной фонд?
— Значительно — нет. Летом, конечно, можно было бы и еще один корпус заполнить. Но содержать его нужно круглый год. А значит, и заполнять, что не так просто. С точки зрения размещения нам помогают наши бизнес-отель и экоотель.
Скажем, они принимают гостей молодежного форума АТР, других крупных мероприятий. Ведь санаторию очень сложно в пик сезона принять 50–70 человек гостей. Это сбивает весь ритм, настроенный на оздоровление людей. А отели помогают нам решать эту задачу.
— Какую сумму инвестиций необходимо ежегодно вкладывать в санаторий, чтобы поддерживать его на должном уровне?
— Мы закладываем около 20% годового бюджета санатория на проведение ремонтов и на инвестиции в развитие. Хочется очень многого. Например, в планах на 2018 год — максимально освободить территорию от транспорта. Сегодня на выходе находится проект строительства административного здания.
Также в наших планах — возведение пантовой лечебницы. Мы долго шли к этому. С одной стороны, использование продуктов пантового оленеводства — это изюминка нашей территории, но не всегда мы могли применять ее именно в санатории. Процесс приготовления ванн сложный и дорогостоящий.
Новую лечебницу мы хотим сделать обособленной. Все разрешения получены, документы подготовлены. При поступлении средств мы будем инвестировать их в этот проект.
— Не рассматриваете привлечение банковских кредитов?
— Я очень осторожно отношусь к заемным средствам. Можно взять кредит и построить объект, а можно взять и не построить. А отдавать точно придется. Мы стараемся использовать минимум заемных средств. Может быть, это не современный подход, но надежный. Курочка по зернышку клюет.
— Остается ли актуальной для вас проблема крупных налогов на землю из-за ее высокой кадастровой стоимости?
— У нас кадастровая оценка земли как в Сочи, где есть море. Налоговое бремя легким никогда не бывает. Но здесь хотелось бы видеть больше здравого смысла, что ли. Есть ведь разные санатории. Скажем, "Россия" имеет в собственности восемь гектаров земли, включая терренкуры, дорожки, прилегающую территорию.
А есть санатории, у которых земля — только непосредственно под объектом: вышел за порог — и территория закончилась. Они платят только за эту площадь. А мы — и за тропы, и за терренкуры, за ту же лыжероллерную трассу. А ставка у всех одинаковая. То есть мы, содержа большую территорию, добровольно вешаем на себя этот хомут. Но пока другого выхода нет.
— Многие промпредприятия оспаривают кадастровую оценку в судах. Вы не пробовали пойти этим путем?
— Пробовали. И добились результата. Но пока мы весь этот путь прошли, утекло немало времени, в результате послабление у нас было только год. А потом подошло время новой кадастровой переоценки, она проводится раз в пять лет — и можно было все начинать заново. Судиться и сквалыжничать каждый раз не хочется.
Федор Елфимов: "Мы стараемся держать рентабельность на уровне 17–18%. При меньших показателях развиваться крайне сложно. Особенно учитывая, что только агентствам мы платим по 15%".
— В этом году отдыхающие в Белокурихе начнут платить курортный сбор. Считается, что эти деньги снимут нагрузку с санаториев. Вы действительно станете меньше тратить?
— Мы вкладывать в развитие города все равно не перестанем. Я по-другому себя ощущаю и позиционирую в Белокурихе. Я считаю, что еще одна стела, памятник, скамейка сделают курорт только краше. Хотя бремя санаториев в этом смысле существенно.
Скажем, когда в городе в 2016 году проходил госсовет с участием президента, мы оказали большую помощь в подготовке инфраструктуры курорта. Конечно, курортный сбор окажет нам помощь, но заберет на себя лишь часть затрат. Тем более что на ремонт дорог, коммуникаций эти средства направить по закону нельзя.
Федор Егорович Елфимов родился в 1957 году в поселке Быстрый Исток Алтайского края. В 1979 году окончил Алтайский государственный институт культуры, начал работать хормейстером в бийском ДК. Во время службы в армии был замначальника ансамбля песни и пляски Краснознаменного Сибирского военного округа. Позже работал экскурсоводом в санатории "Алтай". В 1985 году стал заведующим клубом санатория "Россия". С 1988 по 2003 год Федор Елфимов занимал пост заместителя главврача здравницы. Получил образование на юридическом факультете АлтГУ и в Международной академии искусств в Москве. В мае 2003 года занял пост генерального директора санатория. С 2000 по 2017 год — депутат городского Совета народных депутатов.