Как и зачем алтайские заводы переходят на бережливое производство по образцу Toyota

февраль 9, 2018

В промышленности Алтайского края в последние пять лет наметился тренд: предприятия одно за другим осваивают принципы бережливого производства (БП), основанные на японской производственной системе Toyota. Аltapress.ru разбирался, каких результатов добиваются увлеченные идеями БП промышленники и будет ли их пример заразительным для остальных.

Завод.
СС0

Шесть главных принципов системы Toyota

  1. Определить ценность продукта для потребителя.
  2. Выявить поток создания ценности: определить, какие действия ведут к этому, а какие — нет.
  3. Бороться с потерями. Их семь видов: перепроизводство, простои, дефекты и переделки, перемещения человека, транспортировка материала, избыток запасов и лишняя обработка.
  4. Обеспечить непрерывный поток создания ценности. Вместо того чтобы перемещать продукт от одного участка к другому партиями, необходимо создать такой поток, в котором происходит непрерывное движение от сырья до готовой продукции.
  5. Принцип вытягивания. Вместо того чтобы работать на склад, нужно "вытягивать" готовые изделия из производственной системы тогда, когда они нужны потребителю.
  6. Принцип постоянного совершенствования.

Система 5S

1S. Сортировка. Убираем все ненужное.

2S. Соблюдение порядка. Все инструменты на своих местах.

3S. Содержание в чистоте. Регулярная уборка.

4S. Стандартизация. Составляем инструкции, как должно выглядеть рабочее место.

5S. Совершенствование. Постоянно ищем, что улучшить.

Разные степени бережливости

В самом общем виде бережливое производство — это стремление понять ценность своего продукта, искоренить потери всех видов и вовлечь в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника.

В России всплеск интереса к БП возник в конце нулевых, говорит барнаульский бизнес-консультант, эксперт в этой области Андрей Савин.

"Многим принципы бережливого производства показались логичными, простыми и эффективными. Но мне не известно ни об одной компании в России, которая могла бы заявить, что полностью перешла на них, — рассказывает он. — Существуют десятки инструментов бережливого производства. И когда кто-то использует один-два из них, некорректно говорить, что он внедрил бережливое производство".

По его словам, чтобы воплотить в жизнь все основные принципы БП, приходится использовать в среднем 10–12 инструментов. "И дело даже не в количестве инструментов. Невозможно просто взять и скопировать подходы Toyota. Гораздо важнее понять, как они принимают решения, их образ мыслей", — говорит эксперт.

По данным altapress.ru, на сегодняшний день в Алтайском крае есть десяток заводов, которые в той или иной степени используют элементы БП. В их числе "Алтайский завод прецизионных изделий" (АЗПИ), "Бийский олеумный завод", "Бочкари", "Завод механических прессов" и другие.

Пушки на Бийском олеумном заводе.
Пресс-служба БОЗ

Осенью 2016 года в интервью altapress.ru Алексей Бурдовицын, гендиректор барнаульской фирмы "АлтайСтройМаш" (выпускает оборудование для производства газобетона), рассказывал, что переход на бережливое производство помог ему увеличить производительность в 20 раз.

Кейс из сельхоз­машиностроения

Расположенный в Павловске "Алтайский завод сельскохозяйственных машин" (АЗСМ) за четыре года увеличил производительность труда на одного сотрудника более чем вдвое. Если в 2013 году 89 работников выпускали здесь не более 18–20 единиц продукции в месяц, то в 2017-м 245 человек стали делать до 120 машин ежемесячно.

По словам гендиректора предприятия Татьяны Филидовой, добиться такого результата помогло то, что на заводе с 2014 года внедряют систему организации и рационализации рабочего места 5S — один из элементов БП. На такой шаг ее вдохновили книги, в частности "Дао Тойота". "Заразить" идеей остальной руководящий состав помог приглашенный бизнес-тренер.

"Он показал, на каких этапах у нас возникают потери. Тренер снял на видео и показал работникам элементарные проблемы, например как слесарь-ремонтник пять минут ищет гаечный ключ", — рассказывает Филидова.

Когда стали наводить порядок на рабочих местах, раскладывали инструменты и оснастку в три поддона: "нужное", "иногда нужное" и "ненужное". Результат удивил: на последнем поддоне груда была больше, чем на двух остальных. После того как на рабочих местах навели порядок, отпала необходимость искать нужный инструмент.

Также сотрудники АЗСМ чертили "диаграмму спагетти" — траекторию движения заготовки по цеху от станка к станку. Стало очевидно, насколько нерационально устроена логистика. Один из примеров: переставив всего один станок, удалось сократить путь детали с 36 до восьми метров.

Кроме того, в цехе сделали перестановки станков таким образом, чтобы по нему смогли проезжать погрузчики. Это позволило быстрее доставлять заготовки к нужным станкам, чем на кран-балке, как это делали раньше.

"Сложно в это поверить, но ранее все это было неочевидно. Все привыкли к определенному порядку и даже не задумывались, что надо что-то менять. Станки как поставили в советское время, так они и стояли", — говорит Филидова.

Наконец, в цехах элементарно отмыли грязь, побелили, покрасили.

"Когда меня спрашивают о том, зачем нам система 5S, я иногда шучу: “Я — женщина, и теперь даже на производстве могу ходить в туфлях на шпильках”, — смеется Татьяна Филидова. — Но если серьезно, то мы сократили время ожидания деталей на всех этапах, их нерацио­нальное перемещение, снизили процент брака, значительно увеличили производительность труда. Сотрудникам комфортно работать в хороших условиях.

Без всего этого мы бы не смогли удовлетворить растущий спрос на нашем рынке. Ведь далеко не все предприятия отрасли смогли показать сопоставимую с нами динамику роста объемов производства и продаж".

По словам Татьяны Филидовой, пока на АЗСМ внедрили только систему 3S. До состояния 5S ее будут поэтапно доводить в течение 2018 и 2019 годов.

АЗПИ.
Олег Богданов

Кейс завода прецизионных изделий

"Алтайский завод прецизионных изделий" был одним из первых в крае, кто стал внедрять БП. Все началось в 2011 году, когда барнаульское предприятие стало поставлять распылители для Bosch. Немецкий концерн предложил АЗПИ поучаствовать в программе "Развитие поставщика". По ней элементы БП стали внедрять с 2013 года, а в 2015-м процесс перерос в собственную производственную программу завода.

"Мы были компанией с традиционной организацией производства, — вспоминает Андрей Губа, директор по качеству АЗПИ. — Основными проблемами были неравномерная загрузка персонала (один бежит, другому нечего делать), большие запасы на складах при постоянном дефиците по отдельным позициям, избыточный контроль и другое. Это приводило к тому, что мы выполняли заказы несвоевременно и несли чрезмерные затраты".

Оптимизировать производственные процессы помог целый набор инструментов. Помимо системы 5"S, в нем, например, был метод визуализации потока изготовления распылителя. Он позволил увидеть и про­анализировать весь производственный цикл, найти места, которые сдерживают поток, и устранить их. По словам Андрея Губы, в результате удалось отказаться от 20 операций, которые не приносили ценность. Производительность выросла на 20%, а время выполнения заказа сократилось с месяца до недели.

Также АЗПИ использовал метод, позволяющий уменьшить время на перестройку оборудования. Теперь это делают в четыре раза быстрее. Еще один инструмент помог повысить эффективность использования оборудования с 35% до 85%.

"Для закрепления результатов необходима стандартизация, которая как цемент закрепит достигнутые улучшения, — рассказывает Андрей Губа. — Здесь нам помог инструмент Leane Line Design — метод, позволяющий четко определить и задокументировать пошаговые действия операторов на рабочих местах, сократив ненужные действия до минимума".

Производство компании "АлтайСтройМаш"
Олег Богданов

Вопрос менталитета

АЗПИ можно считать главным популяризатором идей БП в Алтайском крае. Гендиректор предприятия Виктор Герман в начале 2017 года во время выступления на "Школе успеха" в ИД "Алтапресс" рассказывал, что он как председатель Союза промышленников Алтая стремится привлечь к системе БП все региональные заводы. На АЗПИ даже подготовили команду, которая может помочь предприятиям в этом. Она в течение года проводила семинары и круглые столы на эту тему. Подобные встречи устраивали и другие бизнес-объединения региона.

Интерес к бережливому производству на Алтае пока только просыпается, говорит Андрей Савин. Он рассказывает: случается, что на семинары в городах Алтая присылают бухгалтеров или других сотрудников, которые ждут, что им расскажут, как беречь электроэнергию. Но есть собственники, которые понимают глубину темы, но почему-то убеждены, что бережливое производство не для них.

"Многие на наш опыт смотрят с интересом, но и с недоверием, — говорит Татьяна Филидова. — Я вижу в руководителях других компаний, кто приезжает к нам на экскурсии, больше сомнений в том, что у них получится, чем желания просто попробовать самим".

Один из поводов для нерешительности — вопрос: а приживутся ли принципы японских трудоголиков на российской почве?

"Проблема разницы менталитета действительно существует. Но посмотрите: заводы Toyota есть не только в Японии, и они работают по тем же принципам, — говорит Андрей Савин. — Человек ведет себя так, как ему позволяет система. Если она выстроена на уважении к персоналу, человеку, если рабочего уважают и создают для него условия, то и отношение сотрудников к своим обязанностям, к компании и своей роли в ней меняется в лучшую сторону".

По словам Татьяны Филидовой, на первом этапе внедрения системы 5S на ее предприятии рабочие настороженно восприняли новации. Люди боялись, что оптимизация приведет к сокращениям. "Но когда высвободившееся время и ресурсы мы направили на расширение производства, все работники тоже увлеклись преобразованиями, стали проявлять инициативу", — рассказывает гендиректор АЗСМ.

"Так как эта система относительно нова для России, действительно, остро возникает проблема понимания принципов БП, — подтверждает Андрей Губа. — Возникает вопрос “зачем?” и возражения типа “и так было хорошо”, “мы все знаем и умеем”. Чтобы преодолеть это, мы на основе 18 методик разработали систему непрерывного обучения и мотивации".

Завод механических прессов.
bzmp.ru

Мода или потребность?

Все опрошенные altapress.ru эксперты сходятся во мнении, что принципы БП постепенно получат более широкое распространение на заводах Алтайского края.

"Я уверен: это не дань моде, а необходимость, которую осознает все больше руководителей предприятий", — говорит Владимир Локтюшов, начальник управления по промышленности и энергетике региона.

"Думаю, это явление должно стать массовым при дальнейшем усилении конкуренции и снижении маржинальности производства, — рассуждает Татьяна Филидова. — Компаниям придется оптимизировать затраты. Правильно это делать не увольняя людей, а сокращая непродуктивные затраты, за которые покупатель платить не собирается. А тот, кто не будет оптимизироваться, просто может не удержаться на рынке".

Еще один фактор развития БП: к этому будут подталкивать более крупные контрагенты. Как Bosch в свое время сподвиг осваивать БП на АЗПИ, так и, например, "Завод механических прессов" вынужден заниматься этой темой, чтобы попасть в число поставщиков Кам­АЗа.

Мнения экспертов

Олег Шелудяков,
замдиректора компании "Полимерпласт":

— Я изучал эту тему и пришел к выводу, что бережливое производство целесообразно внедрять на больших предприятиях. Когда мы "вырастем", я думаю, обязательно будем использовать инструменты БП.

Алексей Коваленко,
директор по производству завода "Алттранс":

— Мы уже два года бьемся за повышение культуры производства. В 2017 году прошли сертификацию менеджмента качества ISO. Внедрение инструментов бережливого производства будет логичным продолжением этой работы. Я думаю, многие алтайские предприятия пойдут по этому пути. Со временем это станет стандартом для производственных предприятий.

Виктор Герман,
председатель правления Союза промышленников Алтая:

— Система бережливого производства может работать только при заинтересованности первого лица. Иначе ничего не будет. Доверять это какому-то специалисту или заму бесполезно. Даже не нужно начинать.