февраль 15, 2018
Покупка дизельного топлива может стать настоящей головной болью для алтайских сельхозпроизводителей в этом году. Из-за проблем с ценами на зерно и нехватки свободных средств, многие из них не смогли обеспечить необходимый запас ГСМ заранее. Сейчас, когда на счета аграриев начали поступать средства господдержки, и наступило время топливного "шопинга", цена пошли вверх. Если еще неделю назад на заседании правительства называлась оптовая цена летнего дизеля в 43 тыс рублей за тонну, то теперь аграриев стращают совсем другими ценниками.
Канистра, бензин.
СС0
В хозяйстве известного на Алтае фермера Виктора Траутвейна большая часть топлива, около 70% от необходимого объема для посевной, закуплена еще в декабре. Свою рачительность он объясняет просто: возможности для хранения были, как и свободные деньги.
Именно в последний месяц года цена на летнее дизельное топливо, как правило, самая низкая за весь год. Дисконт может составлять 2-3 тысячи от той цены, которая формируется осенью, в разгар уборочной. В декабре "Майское" закупило дизельное топливо по 36 тысяч рублей за тонну.
Фермер рассказывает: в последнее время с топливом вообще беда. И дело тут не в самих поставках. В этом плане проблем нет: плати деньги — привезут сколько надо прямо в поле. Загвоздка в цене.
— Раньше цена на ГСМ поднималась один-два раза в год. Теперь это происходит после Нового года, перед посевной, в уборочную. А еще в середине года увеличат какой-нибудь акциз, значит снова жди подорожания.
Об этой же проблеме говорит и Александр Балаков, председатель "Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края. По его словам, за последнее время дизтопливо стало настоящим "рекордсменом" по росту цен среди всех расходников в сельском хозяйстве.
При этом экономика складывается явно не в пользу крестьянина. Тонна основной культуры пшеницы за год подешевела на 24%, а тонна дизтоплива подорожала на 17%. Вот такая арифметика.
Александр Балаков объясняет: даже в его достаточно крепком хозяйстве топлива сейчас гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Сформировать запас не получилось из-за нехватки средств.
Сейчас предприниматель ждет получения льготных кредитов, вопрос с которыми должен решиться в конце февраля. По какой цене в этом время придется покупать ГСМ пока не известно. В фермерском сообществе на полном серьезе говорят, что дизель может подскочить в цене до 48 тысяч за тонну. В общем, готовьтесь, ребята!
7 февраля на заседании правительства, посвященного проведению посевной в этом году, министр сельского хозяйства края Александр Чеботаев привел цифры. Чтобы провести весенне-полевые работы, аграриям необходимо около 100 тыс тонн ГСМ, 93 тыс из которых — дизтопливо. Пока в наличие у хозяйств есть около 30% от этого объема. Показатель для февраля совсем не большой.
Но министр не унывает. По его словам, с момента, когда аграриям начали поступать погектарные субсидии, ситуация на топливном рынке оживилась, покупки пошли.
Чтобы оградить сельхозпроизводителей от ценовых "кульбитов" топливного рынка предлагается "заморозить" цены на ГСМ в период посевной и уборочной. Только примут ли эту меру — большой вопрос.
Руководитель министерства сельского хозяйства России Александр Ткачев еще в январе, выступая на совещании Совета Федерации, выразил обеспокоенность по поводу роста цен на ГСМ в России.
В Минэнерго оперативно отреагировали на это сообщение и выдали: "цены на нефтепродукты не подлежат госрегулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий". Вместо "заморозки" ведомство предложило сельхозпроизводителям переходить на использование газомоторного топлива для сокращения издержек.
По мнению Юрия Матвейко, вице-президента "Российского топливного союза", при желании механизм "заморозки" цен на ГСМ для сельхозпроизводителей можно запустить в течение недели: режим ручного управления в нефтяной отрасли работает как нигде хорошо. Для этого сначала надо выбрать компанию, которая будет отвечать за поставки нефтепродуктов аграриям. А дальше — дело техники.
Эксперт рассказывает: пока тенденции к понижению оптовой цены на дизельное топливо нет. Наоборот — за последние две недели отпускные цены на "Омском нефтеперерабатывающем заводе" подросли на 1,5-2 тыс рублей за тонну. Юрий Матвейко связывает это с сезонным фактором и высокой мировой ценой на нефть и нефтепродукты — сейчас добывающим компаниям выгоднее ее экспортировать. Это обстоятельство толкает цены на внутреннем рынке вверх.
Сейчас основными поставщиками дизельного топлива для Алтайского края являются Омский и Ачинский НПЗ. Последний выпускает пока только зимнее и межсезонное топливо, которое значительно дороже летнего.
— Есть вероятность, что с увеличением производства летнего топлива цены на рынке стабилизируются и мы не получим дефицита нефтепродуктов. Но все это будет зависеть от торговых политик нефтяных компаний.