апрель 16, 2018
Через пять лет продуктовые магазины России серьезно поменяются, чтобы удовлетворить новый тип покупателей — бедных гедонистов. То есть тех, кто хочет получать удовольствие от покупок, но не имеют на это денег. Это коснется и столичных городов, и регионов. В ходе медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) эксперты выделили 7 важных трендов, которые в ближайшее время могут сильно изменить торговлю.
"Пятерочка" пришла в Барнаул.
Олег Богданов
В России, считают эксперты, можно как минимум удвоить число магазинов. Об этом говорит статистика: у нас на тысячу человек населения приходится только 700 кв. м торговых площадей. Тогда как в США — 4 тыс. кв. м, во Франции — 1,5 тыс. кв. м.
Проще всего, конечно, расти федеральным сетям. У них есть передовые технологии, инвестиции и лояльность покупателей (их выбирают 65% россиян). Результат: в 2015 году региональные и федеральные сети занимали 51,1% рынка, а в 2017 — 57,2%, следует из данных агентства Инфо-line.
Сейчас главная задача ритейлеров — отгадать, что понравится россиянам через 5-10 лет, чтобы вовремя инвестировать и развить новое направление. Возможностей масса. От совсем фантастичных вроде доставки пиццы дронами, до вполне реальных — например, наведении порядка в документообороте сети. Многие технологии уже внедряют в других странах. От них Россия отстает примерно на 5 лет.
Промо-акции (то есть скидки) становится одним из ведущих инструментов продаж. Некоторые позиции продаются только по акциям, признаются эксперты. Это позволяет потребителю экономить.
Однако ритейлеры и производители четко понимают, что из-за скидок теряют выручку. Сейчас они не могут отказаться от промо, но уже пытаются найти другие способы расположить к себе клиента. Например, совершенствуют сервис, инвестируют в логистику.
Россияне хотят есть качественную еду и на некоторых продуктах категорически отказываются экономить. Особенно это касается молочки, сыра, мяса. За этими продуктами часто приходят на фермерские ярмарки и платят дорого. У этой категории товаров есть еще одна особенность — потребитель хочет видеть местную продукцию.
— В России сформировался класс бедных гедонистов. Это люди, которые очень ценит комфорт потребления и хотят иметь качественный продукт даже при сокращении доходов. Они стали социальная база крупных сетей.
Но при этом россияне считают, что качество еды в целом низкое.
Это заставляет производителя думать, как снизить себестоимость продукции не в ущерб качеству. А ритейл оптимизирует издержки на собственное содержание и предлагает продукты нужного качества через собственные торговые марки (СТМ). Последние уходят из ниши "самый дешевый товар магазина" в нишу "предсказуемое качество".
Ритейлеры настроились на развитие онлайн продаж и сделали для этого соответствующие инвестиции: подготовили платформы и сервис.
— Сейчас оборот онлайн торговли продуктами в России не более 20 млрд рублей. Это в общем объеме меньше сотых долей рынка. Но направление начали активно развивать такие ритейлеры, как "Ашан" и "Перекресток".
Ритейлеры начали инвестировать в IT-технологии. Большие надежды возлагают на big data: специальные программы для оценки действий и предпочтений покупателя. Для этого, например, через карты лояльности собирается информация о человеке. Это позволяет делать персонализированные предложения. Скажем, присылать информацию о распродаже лимонада именно тем, кто его часто покупает.
Также ритейлеры создают специальные устройства для общения с покупателем. Их пытаются поместить прямо в квартиру человека, а еще в сами магазины. Они получают заказ от человека (голосовая команда, запрограммированная заявка) и передают их на обработку. окупатель может забрать готовый пакет продуктов на входе в магазин или на пороге дома.
Розничные сети разрабатывают и новые способы оплаты. Например, через мобильные приложения или с помощью специального сканера: чтобы оплатить покупку, нужно просто поднести прибор к выбранному товару. Его стоимость спишется со счета покупателя. Это позволяет отказываться от кассиров и опять же экономить на содержании магазина.
Ритейлеры, особенно крупные вроде "Ашана" и X5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"), инвестируют в собственное производство готовых блюди и полуфабрикатов. И это уже не просто место, где шинкуют и упаковывают салаты. Это сложное высокотехнологичное производство, сопоставимое по мощи с заводами по производству бытовой техники.
Огромную ставку ритейлеры делают на собственную оптимизацию. Отлаживают логистику на распределительных центрах, организовывают доставку товара до потребителя, чтобы избавить его от необходимости ходить по магазинам.
— Эти процессы практически незаметны потребителям, но для сетей — это реальная возможность снизить свои затраты и благодаря этому предложить еще более интересную цену покупателям.
Капустин рассказал, что сейчас X5 Retail Group тестирует возможности "компьютерного зрения": оно может считывать информацию о наполняемости полок в магазине и ценники, а затем сообщат сотрудникам, что на какой-то продукции не хватает, а другой нужно поменять ценник. Пока ритейлер подбирает оптимальное оборудование, чтобы распространить опыт на всю свою сеть.