апрель 16, 2018
Алена Владимирская, пожалуй, самый известный хэдхантер и карьерный консультант в России. В 2015 году Владимирская запустила проект "Антирабство", который помогает всем желающим уйти с нелюбимой работы и найти дело по душе. В интервью altapress.ru Владимирская ответила на сложные вопросы о работе и образовании: где и на кого учиться, стоит ли переезжать в столицу, где искать вакансии с большой зарплатой и как понять, что нужно менять профессию.
Алена Владимирская.
Предоставлено спикером.
— Есть две категории людей, размышляющих о переезде: молодежь, едущая на учебу, и состоявшиеся профессионалы, которым становится "тесно" в своем городе.
Взрослым людям я бы посоветовала помнить: переезжая в другой город, вы забираете себя такого, какой вы есть. Планирование переезда надо начинать с ответа на вопрос: зачем вы едете? Да, в крупных городах зарплата намного выше, но и расходы там больше.
Постарайтесь объективно оценить себя, свои навыки. Насколько они будут востребованы в большом городе? Узнайте, какие требования предъявляются к специалистам вашей профессии. Опираться нужно не только на описание вакансий.
Лучшие города для переезда: Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
— Нужно искать удаленную работу. Ее становится больше, и оплачивается она все лучше.
Посмотрите, какие специалисты требуются удаленно на хорошую зарплату. Сейчас это не только программисты.
Определите, насколько вы можете быть востребованы на этом рынке, имеете ли нужный уровень знаний, можете ли его достичь.
Учитесь удаленно, сейчас очень много онлайн-образования. Затем берите какую-то работу, пробуйте делать. За период от года до трех лет вы можете дорасти до специалиста хорошего уровня.
В больших городах ждут продажников, айтишников и младших специалистов во всех сферах. Но придется много работать за маленькие деньги.
— Чем меньше город, тем выше ценность репутации и связей. Вас должны знать как хорошего профессионала. В большом городе в случае проблем с репутацией можно "спрятаться", в маленьком — нет. Про вас должны говорить примерно так: "Вася — лучший бухгалтер в нашем городе".
Еще важный момент — не ругаться. Можно отстаивать свою позицию, но делать это корректно. Нельзя быть скандальным человеком. Тогда работодатели к вам сами будут приходить.
Важно постоянно обновлять свои знания. Мы живем в эпоху быстрых изменений. Раньше к сотруднику приходил начальник и говорил: "Тебе надо пройти такие-то краткосрочные курсы", компания следила за актуальностью знаний. Сейчас этого никто не делает. Вас просто уволят и возьмут человека с лучшей квалификацией.
О переезде стоит задуматься людям из медиа (СМИ), рекламы, инноваций, любого консалтинга (юридический, финансовый, управленческий), IT, робототехники. Возможно, из Алтайского края есть смысл переехать специалистам по сельскому хозяйству, оно лучше развивается в Черноземье.
— Надо четко отличать временную усталость от реальной потребности уйти в другую сферу. Мы все периодически устаем и начинаем ненавидеть свою работу. В первую очередь отдохните: уйдите в отпуск на две-три недели, не отвечайте на рабочие письма и звонки. Уезжайте куда-нибудь или поселитесь на даче.
Лучшие ресурсы для поиска удаленной работы, это специализированные сайты: YouDo.com, Freelance.ru и другие. В резюме на прочих сайтах поставьте пометку "удаленная работа". Компании, которые ищут удаленных сотрудников, регулярно просматривают эту вкладку.
— Да. Карьеру строить все труднее, она развивается по новым моделям. Люди нуждаются в помощи. Раньше можно было в 20 лет прийти на работу условно в банк, а в 60 уйти из него на пенсию.
Сейчас мир сильно меняется, а навык построения карьеры в новых реалиях от него значительно отстает.
Может быть, человек и не хотел бы уходить со старой работы, но обстоятельства вынуждают его: компании закрываются, к сотрудникам предъявляют совсем другие требования, люди вдруг обнаруживают, что они не нужны. Параллельно появляется много новых отраслей. И не понятно, можно ли туда попасть. И если да, то как это сделать.
— Пока что таких людей не очень много. Но сейчас чуть ли не каждый кадровик хочет стать карьерным консультантом. Мы открыли платформу для поиска карьерных консультантов. Там зарегистрировано более 500 специалистов. Можно найти эксперта по любой проблеме, отрасли и на любой уровень дохода. Стоимость услуг карьерных консультантов разная. Она зависит от региона, в котором работает человек, и уровня его квалификации. Варьируется от 200 до 20 тыс. рублей в час.
Превратить хобби в бизнес элементарно: начните продавать. Есть ли устойчивый спрос на то, что вы делаете? Не из серии "круто, подари", а именно готовность покупать. Если есть, то через раскрутку личного бренда вы можете сделать бизнес. Если спроса нет, то и начинать не стоит. Либо нужно что-то поменять в товаре, делать то, что востребовано.
— Образование нужно получать в лучшем вузе из тех, что вы можете себе позволить. Можете уехать в Москву или Санкт-Петербург? Уезжайте. Хороший вуз дает хороших преподавателей, доступ к лучшим работодателям, ценные человеческие и деловые связи на всю жизнь.
Образование сейчас можно получить и самостоятельно, в онлайне, если вы очень мотивированы (когда речь не идет о сферах вроде авиации или медицины). Но инфраструктура, которую дает вуз, в интернете пока недоступна: кафедры лучших профильных бизнесов, которые потом забирают людей на работу, стажировки, волонтерство, программы по обмену, акселераторы, инкубаторы для студенческих стартапов, общение с однокурсниками.
— Что бы вам ни говорили, не предавайте свое призвание. Если вы уверены, что в чем-то талантливы, не ориентируйтесь на тренды. В случае с талантом жизнь всегда поворачивается таким образом, что он становится востребованным. Даже если отрасль в целом будет падать, вы всегда найдете свою нишу и будете расти.
На рынке фриланса предложений стало намного меньше, это связано с кризисом. За те же деньги сейчас можно взять людей в офис. По-прежнему много заказов для IT-специалистов, веб-дизайнеров, SEO, специалистов по контекстной рекламе. В остальных направлениях рынок значительно сократился.
— Да, в России тебя ценят за карьерный рост и должность. В западных странах ценят профессионалов и на низовых позициях: хороших сантехников и лучших продавцов автомобилей, например.
Компании должны осознать, что их бизнес строится, возможно, не на управленцах высокого уровня, а на рядовых сотрудниках. Нужно оплачивать труд лучших достойно. В США хороший сантехник может получать больше, чем главный маркетолог. У нас таких примеров я не знаю.
Государству и работодателям необходимо создавать ценность рабочих профессий, она утеряна. Делать это нужно через рекламные кампании. Как рекламируют условно сгущенку или новый автомобиль: рассказывать о плюсах профессии, показывать людей, достигших в ней успеха. Но пока нам здесь рекламировать нечего — будет сплошная неправда.
Алена Владимирская родилась 17 августа 1970 года в Вологде. В 1992 году окончила факультет журналистики МГУ. В 2007-м получила степень AMI в открытой школе бизнеса Санкт-Петербурга сразу по двум специальностям — "маркетинг" и "управление проектами".
В 2000–2004 годах работала руководителем медиахолдинга "Наш регион" в Вологде, в 2004–2007 годах — главой отдела продвижения в компании "РДВ-Питер" и главредом журнала "Ваш досуг".
В 2007–2008 годах была руководителем интернет-проектов в компании "РДВ-Медиа" и работала над одним из крупнейших рекрутинговых ресурсов "Работа.ру". В 2008–2009 годах в Mail.ru отвечала за продажи, продвижение и поиск талантов.
В 2010 году создала собственное кадровое агентство Pruffi. В 2015-м запустила обучающий проект "Антирабство".
1–3 года требуются человеку для адаптации на новой работе при переходе из одной отрасли в другую.