май 3, 2018
Прописная истина: законы вступают в силу нежданно-негаданно. Так и у нас получилось: с 1 июля 2017 года строить можно только в кварталах с проектами планировок — схемами, которые показывают, где и какие здания должны стоять, какой мощности нужны школы-сады-поликлиники, сети, дороги, достаточно ли будет парков и скверов. К назначенному сроку их не появилось. Их и до сих пор нет, причем не случайно.
Новостройка. Недвижимость. Детская площадка и парковка.
Анна Зайкова
В Барнауле нет планировок многих кварталов, в том числе центра, который выгодно застраивать жильем. Из-за этого эскизы новостроек отклоняют на градосоветах. "Мы не знаем, как будет развиваться эта территория и как на нее повлияет этот дом" — примерно так говорят чиновники. И добавляют: "Объединитесь, в конце-то концов, скиньтесь и разработайте этот проект планировки, а мы придадим ему статус документа, и будете вы строить в этом квартале спокойно".
Стоит такая планировка квартала около 5 млн рублей, или примерно три квартиры в одном доме. Неужели же бизнес не найдет в своих карманах этих денег или он принципиально хочет строить неправильно?
Нет. Дело не в этом. Просто практика показывает: как только предприниматели обозначат свои интересы в таком документе, на них начнут зарабатывать. Причем скорее это будут не жители завалюх, а предприимчивые дельцы. За долю малую они организуют грамотную работу с потенциальными покупателями.
Решить вопрос может, например, программа развития застроенных территорий. Ее принимают на муниципальном уровне с указанием принципов расселения жильцов выбранного квартала. Она работает в Новосибирске, и наши застройщики едут туда на заработки, потому что это "окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня" — процитируем булгаковского профессора Преображенского.
В Барнауле такой программы нет. А без нее все страсти по проектам планировок очень напоминают бытовую историю про игрушки. Дети постоянно трясут родителей: "Ну купи, купи-и-и-и-и-и-и!" А родители держат оборону ценой своих барабанных перепонок, потому что только десятой частью от приобретенного чада будут играть. Остальное окажется в пакете с пластмассовым ломом или в ссылке на даче.
Но я точно знаю, что ребенку часто нужна не игрушка, а эмоция от процесса приобретения. Поэтому и стараюсь переключать его на то, что ему также доставит радость, и это не нужно будет выкидывать.
Очень хочется, чтобы этот принцип лег в основу градостроительства. Чтобы "покупка" проектов планировок оказалась нужным вложением, а не деньгами на ветер. Чтобы эти проекты не стали оружием против строителей.