май 8, 2018
Одна из основных проблем алтайских пчеловодов в том, что каждый из них "в душе махровый анархист, собственник, единоличник". Об этом заявил Михаил Чмырев, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края на собрании регионального Союза пчеловодов 4 мая.
Получив первый урожай меда в конце июля, наши пчеловоды и не подозревали, что на рынках Москвы вовсю продается «свежий алтайский мед».
Анна Зайкова
Согласно официальной статистике, 93,3% меда в Алтайском крае производит не бизнес, а население. Есть ЛПХ, которые насчитывают более 1,2-1,5 тыс. пчелосемей, то есть являются полноценным бизнесом. Но большинство пчеловодов не торопятся регистрировать свое дело официально.
— ЛПХ удовлетворяет собственные потребности в том или ином продукте питания. Когда производство выходит на тот уровень, что ты уже нигде больше не работаешь, нужно признаться честно — это не ЛПХ. Такие пчеловоды должны регистрироваться как ИП и главы КФХ, получить статус сельхозтоваропроизводителя. Убедить делать это очень сложно, все хотят работать "в темную", не показывать свои истинные доходы.
Такое положение дел создает несколько проблем.
Первая проблема — никто точно не знает, сколько пчел в Алтайском крае и какое количество меда производит регион. Статистика говорит, что на 1 января 2018 года в регионе было 182 тыс. пчелосемей. Валовое производство меда в 2017 году составило 7 828 тонн, в том числе товарного меда — 4290 тонн (тот мед, который можно взять с пасеки и продать; остальной используется для поддержания жизни пчел).
Однако известный в регионе эксперт по пчеловодству доцент АГАУ Сергей Кузовлев провел исследование и доказал, что в Алтайском крае ежегодно производится 15-20 тыс. товарного меда. То есть примерно в пять раз больше, чем по официальным данным.
Чмырев пояснил, что статистика рассчитывает примерный объем товарного меда на основании данных о количестве пчелосемей на пасеках — их подают сами пчеловоды. Но они скрывают реальное количество пчел.
— Мы ориентируемся на эти данные, но они не соответствуют действительности. Каждый район "медовой подковы" (районы вдоль границы региона, которые производят наибольшее количества меда, на карте они напоминают подкову. — прим. altapress.ru) от Залесово и по предгорьям до Змеиногорска производит 600-800 тонн товарного меда в год. А этих районов 15. Глава Солтонского района Михаил Лудцев признал, что в муниципалитете официально числится 15 тыс. пчелосемей, а де-факто их порядка 35 тысяч.
В этом, по словам Чмырева, и проявляется "махровый анархизм". А он в свою очередь создает препятствия для получения господдержки. И это вторая проблема.
По словам замминистра, в стране существует специальная программа поддержки сельхозкооперативов, по которой можно получить до 25 млн рублей на развитие инфраструктуры. Но кооперация у алтайских пчеловодов не развита.
— Пчеловоды жалуются, что трудно сбывать продукцию, цены низкие. Ну, ребята, вы объединитесь и продайте свою продукцию достойно. Получите международные сертификаты, кто вам не дает. Нет, каждый сам за себя. И везде кричите, что власть в чем-то виновата и рынок плохой.
Свобода — это не анархия. Я бы хотел, чтобы наши пчеловоды подумали, как свою свободу претворить в организованные формы, которые помогают работать.
Чмырев сообщил, что в 2017 году алтайские пчеловоды не израсходовали весь объем средств господдержки, который был выделен по краевой программе развития отрасли. В ней было заложено 4,5 млн рублей, а востребовано немногим более 3 млн рублей.
Деньги предоставлялись на компенсацию части затрат при приобретении медогонок, оборудования для глубокой переработки продуктов пчеловодтсва, больших партий ульев, грузовых автомобилей и так далее. Можно было компенсировать до 50% затрат. А пчеловодам, которые участвуют в опылении сельхозкультур по договорам с фермерами, до 70%.
— Было, честно говоря, стыдно. Пчеловоды говорили, что надо помогать, что надо то, другое. А как до дела дошло, выглядели мы "жидковато". Поэтому я призываю освоить 4,5 млн рублей, которые выделены на техперевооружение в этом году.
Деньги по программе могут получить только те пчеловоды, что зарегистрированы как ИП, главы КФХ или имеют юрлица.
Несколько лет назад в Алтайском крае был создан кооператив пчеловодов "Алтай — медовый край", который возглавляет Юрий Богуславский. Кооператив зарегистрировал наименование места происхождения товара (НМПТ) "Алтайский мед" для защиты регионального медового бренда. Объединение также известно тем, что курирует организацию ярмарки "Медовый Спас" в Барнауле.
Несколько кооперативов также созданы при содействии Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края, который возглавляет Сергей Тастан. Сейчас, по словам Тастана, союз работает над созданием краевого кооператива пчеловодов второго уровня.
В 2017 году из Алтайского края экспортировали более 300 тонн меда — в Беларусь, Казахстан, Монголию, Германию, Польшу и США (данные краевого управления по пищевой и перерабатывающей промышленности).