июнь 4, 2018
В Алтайском крае все больше людей отказываются от профилактических прививок. Врачи рассказали altapress.ru, к каким последствиям это может привести и почему непривитых детей могут не принять в детский сад и школу.
Прививка. Вакцинация.
СС0
Ежегодно в Алтайском крае должны быть привиты около 2,2 млн человек, из них — более 400 тысяч детей. В 2017 году от прививок отказались около 2% взрослых и 1% детей, — рассказывает Елена Столярова, заведующая отделом иммунопрофилактики краевой клинической больницы. Это 4 тысячи детей и больше 20 тысяч взрослых.
Врач подчеркивает, что с каждым годом количество отказов растет.
— В начале 2000 годов был всплеск отказов от БЦЖ (прививка против туберкулеза). В последние 7-10 лет показатели приблизительно на одном уровне: 97% детей прививают, 3% — отказываются. Многие не хотят проводить пробу Манту, путают ее с прививкой. А это всего лишь иммунологическая реакция. Такая же, как и проба на антибиотики. Никакого вреда не несет, но дает понять, есть ли в организме изменения.
Часть жителей края, и это в основном дети до года, не получают прививки по медицинским показаниям. Но таких очень мало, говорят специалисты. По их наблюдениям с каждым годом все больше отказываются по религиозным убеждениям. Ирина Каманина отмечает, что таких много в Смоленском и Советском районах, Славгородской зоне.
Врачи говорят, что и раньше родители отказывались прививать детей, но это было не так масштабно.
Среди противников прививок — алтайский путешественник и блогер Василий Зайковский. В одном из своих постов он , что принципиально не ставит прививки своему маленькому сыну, хотя они много путешествуют вместе с ребенком.
"Мы осознанно отказались от прививок Максу и я не знаю, что отвечать на постоянные вопросы знакомых “как часто вы болеете?” и “как вы боретесь с аллергиями?”. Никак! Никак не боремся", — пишет блогер. В семье утверждают, что "их сын не болеет, у него нет аллергий".
Жительница Барнаула Ирина боится ставить прививки своему ребенку, потому что слышала много историй о том, что именно после них дети перестают ходить или останавливаются в развитии.
— Сыну поставили первые прививки в роддоме, но потом я стала замечать, что после очередного похода в процедурный кабинет и укола АКДС (прививка против дифтерии, столбняка и коклюша, — прим. altapress.ru) ребенок стал беспокойным, несколько дней хромал, не давал даже прикоснуться к месту укола. Теперь боюсь еще ставить. Мы никуда особо не ездим, руки моем, риск заражения минимален.
В детсад еще не пошли. Говорят, что туда без прививок не берут, но как же тогда право на образование? Раз мы имеем право не ставить прививки, получается нам отказывают незаконно.
С подобной ситуацией уже столкнулась читательница altapress.ru Ольга Иванова из Барнаула. Она рассказала, что ее ребенка отказывались принимать в детский сад без пробы Манту.
— Я засомневалась, нужно ли делать Манту, не была уверена в подлинности препарата, отказалась от пробы и попросила подтверждающие качество документы. Их мне не предоставили и я отказалась от пробы. Тогда медсестра детского сада заявила, что ребенка отчислят.
В краевом минздраве рассказали, что действия медработника прописаны в федеральном законе об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Ребенка могут временно не пустить в детсад или школу, если в регионе есть риск возникновения массовых инфекций и эпидемий.
"Если ваш ребенок ходит в детский сад, но не привит от полиомиелита, а все другие дети получили прививку, именно вам придется придумать, где он будет находиться ближайшие 60 дней", — предупреждает Елена Столярова.
Если родители не хотят ставить Манту, они могут обратиться к фтизиатру. Врач направит на рентген и напишет заключение, что активной формы туберкулеза у ребенка нет. Но принимать его в сад или нет, решает медработник детсада.
— К нам часто обращаются за заключением о здоровье и обычно мы делаем флюорографию. Но, к примеру, туберкулез почек не выявить на снимке легких. Чаще на обследовании обнаруживаем уже активный туберкулез. А когда мы ставим пробу Манту — находим группу риска. Проба, в отличие от рентгена, может давать гарантию того, что ребенок здоров.
— За последние 10 лет если кто-то и умирал от туберкулеза — это были не привитые БЦЖ дети. В 60-х годах, когда еще не ставили прививки, в Алтайском крае около 150 детей ежегодно заболевало туберкулезным менингитом. Они погибали или оставались жить с большими изменениями: слепли, глохли, были параличи. В 1963 году начали проводить кампанию по вакцинации БЦЖ и в том же году заболеваемость и смертность снизилась в 4 раза. В 80-м году заболеваемость была 6-7 человек на 100 тыс. населения, а сейчас она 27-28.
По словам фтизиатра, даже если привитый ребенок подхватит микобактерию туберкулеза, он переболеет в легкой форме и останется жить в 100 процентах случаев.
В Министерстве здравоохранения края рассказали, что родители, которые отказываются от прививок своему ребенку, формально нарушают его право на жизнь и здоровье. "Эти права предусмотрены Конституцией России, Конвенцией о правах ребенка (1989 г.) и Оттавской Декларацией о праве ребенка на здоровье", — сообщили в пресс-службе минздрава.
Если появляются вопросы, Елена Столярова рекомендует почаще заглядывать на сайты или , а не доверять интернет-форумам, где рассказывают "ужастики" про прививки.
— Все дети разные, у каждого своя история болезни. Каждый ребенок может по-своему прореагировать на введение аллергена. Если одному стало плохо — это не значит, что то же самое ждет остальных.
Врачи говорят, что невозможно предугадать, как ребенок прореагирует на прививку. Все индивидуально. К примеру, судороги после АКДС редко, но случаются. "Но их влечет не сама вакцина, а заболевание у ребенка, которое реагирует на введение препарата", — объясняет Елена Столярова.
— Ни один привитый ребенок не умер от туберкулеза. Опасения, связанные с БЦЖ, преувеличены. Осложнения могут быть от действий медицинского персонала, но это редкость. В моей практике с 1963 года было всего 5-7 случаев осложнений, но мы всех спасли. Дети здоровы.