Сбежать из палеолита: почему детей в школах учат не тому и не так

июль 12, 2018

Середина июля, наверное, не самое лучшее время для размышлений на тему школьного образования. Но недавний визит в алтайский филиал президентской академии заставил меня, маму будущего первоклассника, по-другому взглянуть на систему обучения и задаться вопросом: а тому ли учат в современной школе?

Образование.
СС0

Татьяна Кузьмина.
altapress.ru

Многим вузам первые полгода после поступления приходится доучивать первокурсников, подтягивать по основным предметам. Но в академии пошли дальше, в этом вузе используют непривычный для школьника способ подачи информации. К примеру, записывают короткие видео­лекции, презентации, проводят нестандартные занятия в собственном учебном зале судебных заседаний.

Огромное внимание в этом вузе уделяют среде, в которой находится студент. Даже дизайн интерьера выполнен в стиле лофт, а стены декорированы мхом. Здесь есть специальная комната, где студенты могут прилечь и подремать. А в туалетах звучит джаз.

Хотела бы я, чтобы мой ребенок пошел в подобный вуз? Да! Но прежде хотелось, чтобы он и учился в подобной школе. Чтобы новации не были для него чудом. Обычному же образованию есть что менять.

Окружающая среда. К сожалению, на современный интерьер и комфорт могут рассчитывать только ученики новых школ. О комнатах отдыха для детей я даже не слышала.

Подача знаний. Наши дети воспринимают информацию не так, как мы. К этому можно относиться по-разному, но такова наша реальность и глупо ей противостоять. Им сложно объяснить, зачем читать длиннющие параграфы и много писать, если весь мир уже в интернете. Учителя не используют современные технологии, а по-другому ученики информацию просто не воспринимают. До сих пор на школьных собраниях родителей просят ограждать детей от соцсетей. Но все мы давно с их помощью выстраиваем личные и рабочие отношения. Получается, мы запрещаем детям то, чем живем сами.

Техническое оснащение. Не секрет, что у ребенка домашний компьютер мощнее любого школьного. «А там то связи нет, то нагрузка на сервер большая. То, что есть в министерских бумагах, не работает в реальности», — говорит мама трех дочерей-школьниц.

Школа не полностью выполняет образовательную функцию. Это заметно по старшеклассникам, которые вынуждены заниматься с репетиторами, чтобы удачно сдать ЕГЭ и поступить. По словам мамы десятиклассницы, ее дочь полдня учится, а вторые полдня занимается с репетиторами по этим же предметам. В минувшем учебном году семья тратила на репетиторов по 5 тысяч рублей в месяц.

Когда и как меняться? В нынешней системе образования школе невозможно работать иначе, потому что учителям не хватает времени на креатив. При всем уважении к педагогам сегодня у них нет мотивации, знаний и представлений, как сделать, чтобы обучение было интересным и полезным. Есть те, кто делает это на энтузиазме, но таких единицы.

Вы скажете, нельзя сравнивать вуз и школу. Возможно, но, если один государственный вуз смог пойти по новому пути и сломать стереотипы в преподавании, может, и всей нашей системе образования пришла пора меняться?

Колонка — это личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции.