июль 16, 2018
Алтайские предприятия хлебобулочной отрасли заявляют о серьезном падении продаж. В "Алтайской гильдии пекарей и кондитеров" отмечают: спрос снизился из-за того, что у потребителей изменились вкусы. Проблем добавили и "дикие" мини-пекарни, которые массово открываются в регионе.
Хлеб.
СС0.
Производство хлеба в Алтайском крае снижается много лет. Если в 2005 году регион производил 130 тыс. тонн продукции в год, то в 2017-м — 87,5 тыс. тонн. В 2018 году, уверены сами производители, цифры могут оказаться еще ниже.
Барнаульскую пекарню "Рунгисъ" по нынешним меркам можно считать крупняком и старожилом рынка. Предприятие имеет отдельный цех, созданный по всем требованиям, более десятка собственных стационарных киосков, в которые подвозят свежую продукцию несколько раз в день, а еще — налаженный сбыт через сетевую розницу. В общем, все по-серьезному. Но и такой бизнес может сталкиваться со сложностями.
Ирина Королькова, директор пекарни "Рунгисъ", объясняет: продажи хлеба и хлебобулочных изделий по сравнению с осенью прошлого года снизились на 30%, а затраты на заработную плату, комплектующие, ГСМ существенно возросли. "Хоть плачь", — говорит она.
Еще одна пекарня — "Гудвилл" — примерно в таком же положении: продажи снижаются, расходы увеличиваются. Директор предприятия Татьяна Белканова рассказывает: основные продажи идут через неорганизованную розницу, которой на нынешнем конкурентном рынке совсем не сладко.
"Если приглядеться, рядом с каждым прилавочным магазином уже давно открылась какая-нибудь “Пятерочка” или “Ярче” с широким ассортиментом хлеба. Плюс всюду появляются придомовые пекарни. Хотя я бы даже не стала в отношении некоторых подобных заведений применять это слово. Зачастую они просто торгуют замороженными хлебобулочными изделиями, которые уже на второй день теряют свои вкусовые свойства", — сообщила Татьяна Белканова.
По ее словам, спасает лишь госзаказ. "Гудвилл" активно работает с барнаульскими детскими садами, которые не снижают объем закупок и к выбору качественной продукции относятся более щепетильно, чем сетевая розница.
Борис Беньковский, руководитель "Алтайской гильдии пекарей и кондитеров", уверяет: трудности испытывают не только пекарни, но и крупные хлебозаводы. Последним, к слову, в быстроменяющихся условиях рынка еще сложнее. Производство здесь отлажено годами, и стремительно менять что-то довольно сложно. А изменения явно назревают.
Дело в том, что фастфуд все сильнее влияет на местный рынок. Люди вместо привычного хлеба на обед выбирают шаурму, пиццу или кесадилью (мексиканское блюдо из кукурузных лепешек).
Эти дешевые и сытные варианты перекуса вне конкуренции. Как и, например, осетинские пироги, которые превратились в полноценное блюдо. И хлеб в данном случае вообще не нужен — отсюда и снижение его продаж.
Пекарни в этом плане уже смекнули. Так, "Рунгисъ" запустил продажу собственного фастфуда. Ирина Королькова отмечает: в производстве данной продукции больших сложностей нет, вопрос в другом. Чтобы по-серьезному выходить на рынок "быстрой еды", необходимо организовать оперативную доставку.
Без нее конкуренцию раскрученным "Грильнице" и "Грилю № 1" вряд ли удастся составить. В этом плане у "Рунгиса" пока ничего нет, но есть идеи. Перефразируя известное выражение — если не можешь победить шаурму, стань ей другом.
"Гудвилл" тоже активно работает над ассортиментом. По словам Татьяны Белкановой, чтобы не затеряться на рынке, пекарня вынуждена убирать маловостребованные позиции, хотя и на них есть свой покупатель, и вводить новые.
На хлебный рынок влияет и другая тенденция — в Барнауле вновь активно появляются домовые пекарни. Борис Беньковский отмечает: за последние пару лет в краевую столицу зашла лишь одна централизованная сеть — "Хлебница". Остальные мини-пекарни — это, выражаясь языком Канта, своеобразная вещь в себе.
На каком оборудовании работают такие "квартирные" цеха, по каким технологиям, соблюдают ли санитарные требования, имеют ли необходимые декларации на продукцию, мало кто знает.
Контролирующие органы могут их проверять не чаще одного раза в три года. За такое время пекарни успевают прикрыться. У некоторых из них жизнь коротка, как у бабочек: два-три месяца — и все, конец истории.
По словам Ирины Корольковой, подобные пекарни серьезно демпингуют и тем самым ломают рынок. Скидки на продукцию в вечернее время у них доходят до 50–70%. А это при учете всех возросших в последнее время затрат значительно ниже себестоимости.
"За последний год, что наблюдается низкая цена на муку, число квартирных пекарен существенно выросло. Точное их число неизвестно, статотчетность они не отслеживают", — рассказала Ирина Королькова.
Татьяна Белканова полагает: с одной стороны, хорошо, что алтайский хлебный рынок идет по европейскому пути мини-пекарного развития. До сих пор подобных предприятий на 1 тысячу жителей страны нещадно мало.
Но если в Европе мини-пекарни связаны с ремесленными хлебами, на производство которых нужны время и качественное сырье, то в России — с дешевой и "быстрой" продукцией.
В Европе предприниматель не может открыть пекарню, не имея профильного образования. У них все хлебное производство базируется на знаниях. А у нас? В пекарнях порой работают люди, совершенно далекие от отрасли. При этом выпускники техникумов, получившие специальность, не могут найти работу. Если дело так и дальше пойдет, мы усугубим кадровый вопрос еще сильнее. Его уже надо решать на государственном уровне.
8–10% составляет доля функциональных полезных хлебов в общем объеме производства в Алтайском крае