июль 16, 2018
В бийском Александровском парке освятили новые скульптуры. Звучит, быть может, немного буднично - кого теперь этим удивишь? Но арт-объекты эти не совсем обычные. Они установлены у оборонного завода, и среди них единственный в России памятник семье последнего императора. Бийчане часто спорят об этом парке. А он все продолжает удивлять.
Александровский парк. 12 июля 2018 года.
Анна Зайкова
Превращение сквера в промзоне Бийска в парк с мраморными и бронзовыми статуями, с церковью и фонтаном с освященной водой, произошло вот, казалось бы, только что. Парку всего-то лет пять или шесть.
«Процвела пустыня», — так об этом сказал митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.
Место это хорошо видно с дороги, если ехать в сторону Бийской ТЭЦ. «Это все Александра Яковлевича инициатива?» — спрашиваю я у моего сопровождающего Александра Индюкова, главреда заводской газеты «Темп».
Вопрос мой ему кажется, по-моему, нелепым: о том, что парк строится и развивается по инициативе гендиректора «Сибприбормаша» Александр Черемисина, знают все.
Самой первой скульптурой здесь была белая как снег мраморная Мадонна работы бийчанина Николая Порубова, рассказывает Александр Индюков. «Бийский рабочий» как-то : прообразом была статуэтка, привезенная Черемисиным из Ватикана.
А самым последним стал бронзовый Михаил Евдокимов. Изваял его Сергей Исаков из Ростова-на-Дону, выпускник Бельгийской академии изящных искусств и заслуженный художник России. Памятник отлили и привезли на машине как раз к 12 июля.
Евдокимов — это часть композиции «Гордость Алтая». На небольшом постаменте, отделанном керамогранитом, свободно расположились и другие знаменитости с алтайскими корнями.
Слева от всемирно известного Михаила Калашникова — директор госпредприятия «Сплав» Николай Макаровец, много лет работавший на Алтае и получивший Героя России за развитие реактивных систем залпового огня.
Справа — герой войны 1812 года генерал-майор от кавалерии Антон Скалон со своей треуголкой. За военными сидит Валерий Золотухин с гармошкой и будто бы наяривает: «Наплявать, наплявать, надоело воевать»…
Евдокимов последний только хронологически: чуть позже к восьми героям, уже обжившим постамент, присоединятся бронзовый Роберт Рождественский. И чета купцов Морозовых.
Морозовы застроили практически половину старого Бийска и постоянно занимались не только строительством домов, училищ и гимназий, но также содержали порядка трех тысяч многодетных и малоимущих семей.
Только за последний год в Александровском парке появилось больше десятка новых скульптур, всего же их здесь за 50. И еще задуманы новые. Сергей Исаков (а он автор всех бронзовых фигур в парке) говорит, что к осени надеется завершить еще и конную статую Антона Скалона.
Вот также постепенно росла и церковь. Сначала-то на ее месте была часовня. Рассказывают, будто идея гендиректору чуть ли не приснилась: он проснулся и тут же набросал ее чертеж. «А потом начали работать проектировщики. Он сам ее задумал, специального архитектора не было», — рассказывает Индюков.
Со временем часовни стало не хватать. Она стала расти. И выросла в храм с пятью куполами — возвели ее на деньги бийчан, включая сибприбормашевцев.
Сам директор называет парк духовно-православным культурным центром. А на слова бийчан, которые (похоже, с ехидцей) утверждают, что парк назван по имени директора, отвечает: Александр переводится как защитник. Отсюда и название.
Черемисин хотел бы, чтобы мы изучали прошлое через тех, кто делал добро и служил Отечеству. И это сочетание — завод, производящий то, что разрушает, и статуи созидателей и спасителей — оно не случайное.
Директор говорит, что памятники, установленные в парке, объединяет вера, история христианства, страны и края. Хотя образы у них очень уж разные. Ближе к храму, например, стоит Пантелеймон Целитель и Иисус Христос на Земном шаре, раскинувший руки — он словно готовится к полету над всем земным.
Чуть поодаль, у трапезной, дети войны — в руку девочки многие вкладывают монетку. «Это память о том, что они перенесли в те годы», — рассказывает Александр Индюков.
Около заводского здания — установка «Град», к производству которой завод имеет самое прямое отношение. «В последующем там будет целая линейка изделий — «Град», «Смерч», «Ураган» и прочие», — объясняет Индюков.
А вот и «Стена памяти», завершенная совсем недавно. Здесь вся семья Николая II, а кроме них — убитые террористами император Александр II, московский генерал-губернатор Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна. Говорят, это первый в России памятник семье Романовых.
12 июля его освятил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.
Сначала мы назвали ее стеной скорби. Но потом подумали и переименовали в стену памяти.
Александровский парк открыт для всех посетителей. Если будете здесь, обратите внимание и на заводоуправление — его здание тоже отделано «музейно».
Александр Индюков рассказал, что на территории завода есть прекраснейший здравпункт, где ведется медицинская деятельность по 14 направлениям, работают четыре оздоровительных центра и созданы прекрасные бытовые помещения. Нынешний зимой впервые за 24 года удалось наладить отопление в цехах — люди наконец стали ходить в легкой одежде.
Правильно сказал Александр Яковлевич, однажды проронив такие слова: мы так много делаем нехорошего, что должны искупить свою вину творением добрых дел. Я надеюсь, вам это удается, и дай Бог, чтобы вы долгие годы еще могли бы быть примером для подражания для других промышленников и предпринимателей.