июль 18, 2018
В начале июля на Алтае прошли уникальные курсы для фитотерапевтов. Сначала любители трав три дня изучали теорию в Барнауле, затем выехали в поля. Практические занятия проходили на болоте, на берегах Катуни и в горной местности Республики Алтай. Компания «Алфит» совместно с Алтайским медуниверситетом проводит подобное обучение уже более 10 лет. Курсы по фитотерапии очень популярны, их участниками в свое время становились и «колдуны», и сыроеды, и американские натуропаты, и батюшки Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которые верили в чудодейственные алтайские травы.
На Алтае проходят курсы для фитотерапевтов
Дмитрий Лямзин
Как все начиналось, Сергей Корепанов, руководитель курсов, уже точно и не помнит. Идея собрать любителей целебных трав в одном месте пришла как-то сама собой. Рекламы особой не делали, помогло сарафанное радио. Рьяного поклонника фитотерапии из Барнаула на тот момент уже знали не только в России, но и за ее пределами.
Сергей Корепанов рассказывает: кого только за 11 лет проведения курсов не заносило на Алтай. Приезжали из Дании, Кыргызстана, Украины и Белоруссии. Был однажды американец-натуропат. В США так называют всех, кто работает по методам нетрадиционной медицины.
Были и сыроеды, и даже «колдуны». Один такой биоэнергетик приехал на Алтай с Ростова и все мечтал найти в заповедных местах «звенящие» кедры. Даже ради этого пошел в поход по глубинкам Горного Алтая. Вернулся довольный.
Три года подряд фитокурсы посещали батюшки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На Корепанова их вывела одна московская целительница. В преклонном возрасте (женщина прожила до 92 лет) она решила поделиться своими знаниями. Врачи больниц и поликлиник отнеслись к старушке скептически, а вот среди священнослужителей знаменитого монастыря она нашла заинтересованных слушателей. Так батюшки и узнали о фитотерапии на Алтае.
К нам приезжал отец Андрей. Судьба у него очень нелегкая. В прошлые времена он был большим начальником, руководил крупными оборонными заводами. В 60 лет у него умерла любимая жена. После этого мужчина все бросил и ушел в монастырь. Отец Андрей уже давно увлекался фитотерапией. В духовенстве его увлечение поначалу не разделяли, даже разжаловали в кочегары. Он тогда говорил: “Сережа, в советское время меня не сломали. Сейчас и подавно не смогут”.
Группу обучающихся в «Алфите» начинают формировать за пару месяцев до начала курсов. Отбоя от желающих нет: заявки подают по 35–40 человек. Но потом, как это обычно бывает, у людей возникают непредвиденные дела. В итоге кто-то отсеивается, а окончательное количество слушателей оказывается в пределах 25 человек. Сергей Корепанов рассказывает, что для курсов фитотерапии это серьезная заявка. Если в Москве на подобное обучение собирается с десяток слушателей, организаторы в ладоши хлопают. А тут далекий Алтайский край, и вдруг такая популярность.
Сергей Корепанов этот феномен объясняет просто: местные курсы соединяют все самое необходимое — глубокую теоретическую базу, практические занятия на открытом воздухе и прекрасные виды Алтая, от которых у приезжающих издалека дух захватывает.
Ежегодно занятия по фитотерапии у «Алфита» начинаются с теоретической части. Три лекционных дня любители целебных растений сидят за партами и узнают, как травы влияют на разные системы человеческого организма.
После теории слушатели сразу отправляются в поля. В нынешнем году фитотерапевтов ждал сюрприз: первый выезд — и сразу на болото. Сергей Корепанов смеется: «Я их сразу предупредил, что не обязательно за мной прыгать по кочкам. Иду впереди, слышу сзади хлюпают, кряхтят, но не отстают. Фитотерапевты — народ упертый».
Вслед за болотом любители целебных трав отправились в горные районы двух Алтаев. Здесь они пощипали травки по берегам Катуни, на озерах Ая и Телецкое. Полевые сборы в общей сложности длились четыре дня.
Сергей Корепанов рассказывает: традиционно группа слушателей делится на два «лагеря». Часть фитотерапевтов — дипломированные медики, которым курсы нужны для повышения квалификации. По окончании обучения они получают документ государственного образца о том, что могут использовать лечение травами в своей деятельности.
Остальные любители изучают основы фитотерапии, как правило, для себя. Им «Алфит» выдает сертификаты консультантов.
Они узнают сто новых пищевых растений. Вы прекрасно понимаете, какое у нас сейчас питание, натурального совсем мало стало. А тут все в диком виде. Берете съедобные травы, банан и немного воды, взбиваете все в блендере. Получается отменный витаминный коктейль.
Фитотерапевт-любитель Любовь Киселева приехала на Алтай из Москвы. Пару лет назад в столице она уже начинала изучать травы, но занятия были в основном кабинетные. Спустя время ей предложили стать консультантом по целебным растениям в одной из клиник гирудотерапии. Девушка согласилось. Вновь пройти обучение она решила на Алтае. Любовь рассказывает: в столице уже пару лет люди фанатеют по фитотерапии. В особой чести у москвичей мята, из нее делают отвары, настойки, мятную воду и многое другое.
Юлия Госселен приехала на Алтай также издалека. 20 лет она живет в предместье Парижа, в городке Сент-Женевьев-де-Буа, который местные уже давно называют «русским». Юлия объясняет: во Франции настоящий бум нетрадиционной медицины. В стране как грибы после дождя появляются салоны, где людям помогают всем чем угодно, только не таблетками. Юлия по возвращении домой намерена открыть центр йоги и фитотерапии.
Особая история у еще одной иностранки. Японка Мико приехала в Алтайский край за свежим воздухом, причем в прямом смысле этого слова. Девушка всю сознательную жизнь прожила в Токио. Жуткая экология пыльного загазованного города и постоянный стресс привели молодую японку к физическому и эмоциональному истощению. Местные врачи ей помочь не могли. Приехав на Алтай, она почувствовала себя лучше буквально за пару недель.
Мико живет в крае уже год, постепенно осваивает русский язык, изучает природные красоты и мечтает стать туристическим гидом. В прошлом году она уже совершила путешествие на Мультинские озера. По незнанию Мико решила, что сможет добраться до них в одиночку, но в итоге заблудилась. После пары дней скитаний девушка была обнаружена кем-то из местных. Такие отчаянные «вылазки» в труднодоступные места она больше не предпринимает. Зато с удовольствием показывает своим соотечественникам местные красоты. Первой группе японцев из 10 человек в этом году она уже устроила экскурсию по Алтаю.
В прошлом году организаторы фитокурсов решили пойти на небольшой эксперимент и разделили слушателей на два «потока». Первыми стали новички, те, кто приехал на Алтай впервые. Следующий этап обучения фитотерапевтов начнется ближе к августу. В нем примут участие те, кто проходил курс более двух раз. Для них «Алфит» подготовил углубленную программу с выездом в отдаленные и труднодоступные горные районы Республики Алтай. Походы на Аю этим фитотерапевтам уже неинтересны.
По словам Сергея Корепанова, курсы можно было бы проводить в разные времена года и в разных частях региона. Но по объективным причинам сделать это довольно сложно. Весной, например, когда расцветает большинство целебных трав, организаторы бояться «натравить» на фитотерапевтов клещей. Есть проблемы и с размещением обучающихся. В степной зоне края, также интересной в точки зрения лечебных трав, просто может не найтись хорошей базы для проживания большой группы.
Еще компания «Алфит» организовала курсы прямо у себя на предприятии. Любой специалист теперь может приехать на барнаульский завод «Гален», осмотреть производство, пообщаться со специалистами. Денег за это Сергей Корепанов не берет, мало того, помогает коллегам с размещением. По его словам, только так возможно расширить круг единомышленников. Чем их больше, тем яснее становится перспектива того, что фитотерапия вернет свой официальный статус.
Основную часть полевых занятий берет на себя сам Сергей Корепанов. Фитотерапией он занимается больше трех десятков лет. Любовь к растениям ему привила Ирина Верещагина, известный в прошлом специалист-ботаник. Она была дочерью Виктора Ивановича Верещагина, ученого и краеведа, который жил на Алтае с 30-х годов прошлого века. Историю их знакомства Сергей Корепанов вспоминает с улыбкой.
Я тогда был молодым. Приехал в ботанический сад на Южном, где работала Ирина Верещагина. Женщина она была жесткая. Я спрашиваю: можно ли у нее заниматься? А она так грозно: “Лопата есть? Будешь три часа нам копать, а я тебя три часа учить“. Впоследствии мы подружились.
Помогает Сергею Корепанову в проведении курсов врач-онколог Елена Дмитрина. Она отвечает за лекционную медицинскую часть обучения. В этом году трехчасовой семинар провел известный в крае специалист в области онкологии, профессор Александр Лазарев.