Накануне отопительного сезона в Алтайском крае кузбасский уголь подорожал на 30%

июль 24, 2018

Стартовая цена кузбасского угля на торгах по закупке топлива для бюджетной сферы края установлена на 30% выше прошлогодней, рассказал врио министра строительства, транспорта, ЖКХ региона Иван Гилев. Но подготовка к отопительному сезону, судя по его комментариям, в целом не вызывает тревоги: проблемными территориями занимаются уже сегодня, экономическая эффективность малой энергетики растет.

Уголь.
Михаил Хаустов

Меньше трети через торги

Объем централизованных закупок угля, которые проводит алтайский минстройтранс совместно с заказчиками из муниципалитетов, — 192 тыс. тонн.

Это уголь для школьных котельных, а также теплоснабжающих предприятий, необходимый для отопления социальной сферы и администраций. И это меньше трети от общей потребности малой теплоэнергетики региона (684 тыс. тонн).

Такими закупками правительство края занимается, по словам Ивана Гилева, для снижения рисков сбоев теплоснабжения социально значимых объектов. Основной же объем топлива коммунальщики приобретают сами.

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Проводя совместные закупки через торги, мы гарантируем поставки угля от организаций, которые могут обеспечить необходимое его качество. Мы эту задачу выполняем в то время, когда у самих теплоснабжающих предприятий своих денег на уголь еще нет.

Плюс 30%

Между тем стартовая цена угля из Кузбасса на торгах по сравнению с прошлогодней выросла на 30%. Связано это, по словам Гилева, исключительно с рыночной конъюнктурой. Кузбасские угледобывающие компании наладили экспортные поставки, и с учетом роста курса доллара интерес производителей угля к Алтаю снизился.

Иван Гилев.
altairegion22.ru

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Россия снабжает углем всю Юго-Восточную Азию, большие объемы из Кузбасса идут через Мурманские порты в Европу. Страна вышла на третье место в мире по экспорту угля. И любая коммерческая структура не будет поставлять уголь по ценам, которые ее не устраивают.

Время есть

Пока ни один поставщик на торги не заявился. Но время еще есть: заявки принимают до 1 августа. Иван Гилев не стал называть потенциальных участников торгов, но сказал, что в последние три года «нам было комфортно работать» с «Алтайской топливной компанией».

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Она исполняла все обязательства. Посмотрим, кто будет участвовать в торгах. Кто предложит наименьшую цену в соответствии с выдвинутыми условиями, тот и будет поставщиком.

Долги сокращаются

Первые серьезные проблемы с поставками угля в край появились в 2014 году — тогда, по словам врио министра, вопрос приходилось решать «почти в ручном режиме».

Как ранее сообщали в минстройтрансе, из-за высокой задолженности муниципалитетов от поставок на Алтай отказались «Кузбассразрезуголь», «Регионуголь» и «Алтайкрайэнерго».

Но долги за уголь в крае сокращаются, констатировал Гилев. Если в 2014 году она составляла 1 млрд рублей, то сегодня — около 700 млн. Есть долг и перед «Алтайской топливной компанией»: по совместным закупкам угля на прошлый отопительный сезон он составляет 26 млн рублей.

Новая котельная в Алейске.
altairegion22.ru

Отвечают муниципалы

И все же отвечают за теплоснабжение городов и районов муниципальные власти.

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

На главах муниципальных образований лежит обязанность обеспечить поставку угля и работу своих теплоснабжающих предприятий таким образом, чтобы они могли покупать уголь и за него рассчитываться. И здесь вопрос упирается в тарифное регулирование и инвестиции в отрасль.

В этом смысле врио министра назвал совершенно безответственными депутатов Каменского райсобрания, которые раз за разом принять решение, позволяющее повысить тарифы.

Камень-на-Оби

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

И вот эта фраза о том, что край все равно нас будет топить, никуда не денется, по-человечески некрасивая. Руководитель муниципального образования по два раза в неделю пытается собрать депутатов, чтобы принять решение. В среднем по краю тариф - 2000-2200 рублей за гигакалорию. С таким тарифом, который установлен в Камне-на-Оби, предприятие работать не может. По расчетам, тариф там должен быть больше 2 тыс рублей без учета НДС.

Проблемные районы

Впрочем, проблемными территориями в минстройтрансе считают не только Каменский район. В прошлом году это были еще и Хабары, Немецкий национальный район, Славгород, Михайловка, Горняк, Змеиногорск, Третьяки и Шипуново.

Шипуново.
barnaul.bezformata.ru

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Это районы, который наихудшим образом подготовились к зиме и по углю, и по оборудованию и, наверное, по менеджменту, что самое главное. В этом году мы вопрос решаем выборочно по каждому району. Ищем концессионеров.

По словам врио министра, уже сейчас идут проверки в 24 муниципальных образованиях, которые в прошлом году не получили паспорта готовности. Власти рассчитывают как можно раньше выявить и устранить все недостатки.

Государство поможет

Иван Гилев признает, что основная причина, по которой предприятия не получают паспорт готовности, финансовая. Серьезный негативный фактор — долги коммунальщикам со стороны населения и других потребителей тепла, поэтому без государства малая энергетика работать не может.

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Об этом было сказано в концепции Минстроя РФ: теплоснабжение и водоснабжение в населенных пунктах численностью менее 250 тыс человек без помощи государства функционировать не может.

Помощь же должна состоять, в частности, в повышении эффективности.

Иван Гилев,
врио министра строительства, транспорта, ЖКХ Алтайского края:

Задача, которую я решаю с 2014 года, работая с ЖКХ, уйти от планового банкротства раз в два года. Удалось сократить убытки отрасли с 1 млрд рублей до 300 млн рублей.

Врио министра признает: это не тот показатель, которым стоит гордиться - надо выйти как минимум на ноль. И вот для этого ежегодно на реконструкцию теплосетевого комплекса из краевого бюджета планируется направить около 700 млн рублей.

Результат вложений — сокращение расходов на электроэнергию, топливо, содержание персонала и потерь в сетях. В 2017 году экономический эффект от вложения в реконструкцию оценивается в 60 млн рублей, в 2018-м он может составить 100 млн.

Справка