август 3, 2018
В XIX веке среди старообрядцев появилась легенда о таинственном Беловодье — стране праведников, в которой сохранили древние православные традиции. Сотни людей переселялись на Алтай из других регионов в поисках затерянной страны. Altapress.ru разобрался, как возникла легенда и где именно должно находиться таинственное Беловодье.
Горный Алтай в октябре.
Дионис Шаманов.
В старообрядческом рукописном сочинении "Путешественник" (или "Путеводитель"), распространявшемся в первой четверти XIX века, описана таинственная страна Беловодье. Автор текста рассказывает, что эту страну населяют потомки православных христиан и бежавших от гонений русских.
В Беловодье нет воровства и других преступлений, нет светского суда, а управляют всем народ и духовные власти. Тех, кто приходит в таинственную страну из России и обещает остаться навсегда, принимают и заново крестят.
А климат в этой стране суров: там бывают и морозы, и сильные грозы, и землетрясения. Несмотря на это, на земле Беловодья хорошо растут злаковые, а также плодовые деревья и кустарники, говорилось в древнем писании.
По преданию, в стране "несть числа" драгоценных камней и дорогого бисера, говорится в исследовании *.
Исследователи считают, что происхождение легенды о Беловодье связана с русской колонизацией Горного и Рудного Алтая. Маршрут в "Путешественнике" совпадает с одним из традиционных для XIX века направлений переселенческого движения. Из северной и центральной части европейской России люди переселялись на Алтай. Старообрядцы активно распространяли слухи про Беловодье.
Дело в том, что в XVII веке в православной церкви провели реформу: в богослужебные книги и обряды внесли изменения, чтобы унифицировать их с греческими. Тех, кто не принял эти нововведения, стали называть старообрядцами. Они подвергались преследованиям церковной и светской власти Российской империи.
Люди из других регионов бежали на Алтай в поисках таинственной страны. В 1830 году в Бийске провели расследование участившихся побегов старообрядцев в Китай: в алтайских городах обнаружили переселенцев из Пермской и Оренбургской губерний, у которых были маршруты с именами алтайских проводников, которые могут помочь при побеге.
На протяжении 1820–1880 годов сотни старообрядцев приходили на Алтай, в Бухтарминскую и Уймонскую долины, и с помощью местных крестьян-староверов отправлялись на поиски легендарной страны.
В конце XIX — начале XX века легенда о Беловодье постепенно становилась фольклором, пишет "".
В тексте "Путешественника" описан маршрут в Беловодье — от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон. Далее, 44 дня пути по территории Китая к берегам «окияна-моря», в котором на семидесяти островах в Японском государстве расположено Беловодье.
Николай Рерих записал легенду о том,что Беловодье находится неподалеку от Алтая. Согласно ей, нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор. Там, за священной долиной, находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и считал, что легенда о Беловодье пришла на Алтай от буддистов, сообщается в статье "".
В 2010 году экспедиция Российского географического музея провела исследование на Алтае, в районах, где живут русские старообрядцы. Исследователи узнали, что легенда о Беловодье в этих местах приобрела конкретную географическую привязку. В русских деревнях, расположенных вдоль Бухтармы, одну из долин реки называют "Беловодье". Объясняется это так: весной и осенью вода в Бухтарме приобретает молочно-белый цвет из-за размыва известковых пород в притоках. Эта версия легенды также записана в исследовании *.
Прообразом затерянной страны мог быть Бухтарминский край на Алтае, предполагают исследователи (при этом самые главные реки Горного Алтая также меняют цвет и становятся белесыми - прим. ред.)
До 1791 года край не входил в состав Российской империи, и там жили староверы, ушедшие на восток после богослужебной реформы. В поселениях старообрядцев не пили и не курили, строго соблюдали религиозные каноны, с малых лет тяжело работали, а за воровство могли выгнать из общины.
* Источник — статья А. А. Чувьюрова и А. Б. Островского "Беловодье староверов Алтая".