Будь в форме

март 11, 2003

Вряд ли будет преувеличением сказать, что еще недавно сфера, связанная с массовой физкультурой и спортом, считалась мало доходной, а, следовательно, - не слишком привлекательной для инвесторов. И если спорту больших достижений еще относительно повезло, в плане государственной поддержки и определенного интереса крупных спонсоров, то оздоровительное направление оказалось фактически в загоне. Лишь в последнее время на правительственном уровне заговорили о здоровом образе жизни. Но, похоже, изменить ситуацию к лучшему можно только с помощью частных вложений. В том числе - в создание спортивно-оздоровительной индустрии.

Лучше быть здоровым и богатым...

Давно было подмечено, что профилактические меры по предупреждению заболевания, оказываются, как правило, менее затратными, чем его дальнейшее лечение. Не является секретом и то благотворное влияние, которое оказывают на организм систематические и грамотно подобранные физические упражнения. Видимо, эти факторы в числе прочих повлияли на стремительное развитие в последнее время фитнес-движения и связанного с ним стиля поведения. Сначала на Западе, а потом и в нашей стране стало модно быть подтянутым, активным и жизнерадостным.

Любопытно, что одними из первых все плюсы крепкой дружбы с физкультурой и спортом оценили бизнесмены. И дело, безусловно, не только в имидже, но и в реальных преимуществах. Действительно, трудно переоценить значение телесного и духовного здоровья, особенно в условиях постоянных стрессовых ситуаций, связанных с деятельностью любого предпринимателя. Кроме хорошего самочувствия, оно гарантирует во многом долгую и успешную жизнь и бизнесмену, и его детищу. Недаром, по отзывам специалистов, около четверти всех посетителей тренажерных и фитнесзалов составляют люди бизнеса.

К тому же очень скоро предприниматели обнаружили и чисто коммерческую привлекательность фитнес-индустрии. Оказалось, что если на территории спортивных клубов разместить, например, салон красоты, бар с безалкогольными напитками или расширить существующий сервис другими способами, то вполне возможно превратить его одновременно в спортивный и развлекательный центр. Выгода превзошла ожидания.

Андеграунд поневоле

Во многом характерна эта тенденция и для Барнаула. Говорит Николай Гринь, директор спортивного комплекса "Жемчужина": "Один предприниматель, долгое время тренировавшийся у нас, настолько втянулся в это дело, что решил арендовать помещение, закупить оборудование и открыть свой клуб. Вообще же, прибыльным бизнесом спорт стал на Алтае лет семь назад". Но, увы, и по ассортименту услуг, и по их качественным характеристикам наш город заметно отстает даже от соседних сибирских полисов.

Как известно, количество далеко не всегда означает качество. Показательно, что сегодня очень сложно назвать точное число спортивных комплексов в краевом центре. Если даже не брать в счет заведения, принадлежащие высшим и средним учебным заведениям, а также крупным предприятиям, то общая цифра будет равна нескольким десяткам. Впрочем, по мнению специалистов, не так давно их было еще больше.

Чаще всего подобные учреждения расположены в подвальных или полуподвальных помещениях, когда-то переделанных в спортзалы силами владельцев и самих спортсменов. И только единицы - в специально предназначенных для этого отдельно стоящих зданиях. "Любой спортивный центр должен соответствовать ряду важных требований, - уверен Сергей Кашников, генеральный директор спорткомплекса "Обь", - В том числе, наличию достаточных тренировочных площадей, соблюдению всех санитарно-эпидемиологических норм, таких как повышенная светопроницаемость и отсутствие влажности, хорошая вентиляция и т.д. Кроме этого, большое значение имеет уровень сервиса и комплексность услуг". К сожалению, немногие из перечисленных критериев соблюдаются у нас в полной мере, хотя ситуация может и измениться. "Сегодня люди хотят не просто тренироваться, им важно делать это в "человеческих" условиях, - считает Николай Гринь, - на хорошем оборудовании, под руководством опытного тренера".

Все меньше людей устраивает довольно скромный и однообразный ассортимент, предлагаемый во многих спортивно-оздоровительных комплексах. Но есть и такие, где могут приятно удивить клиентов. Их названия давно на слуху - "Обь", "Лидер", "Жемчужина", "Лайф" и некоторые другие. В них представлены услуги, которами гордятся даже столичные комплексы: оритбол на на больших мечах, фитнес-йога, фанк- и дэнс-аэробика, разнообразие восточных единоборств, спортивные танцы и т.д. В "Оби", например, оборудован специальный зал для большого тенниса, кроме того, организована группа любителей дайвинга - подводного плавания в аквалангах. Между прочим, только комплект спортивного снаряжения дайвера стоит 1,5-2 тысячи долларов. Но высокий уровень сервиса можно встретить далеко не везде.

Сами участники рынка считают, что государство по-прежнему недостаточно внимательно относится к индустрии. "Если в ближайшее время муниципальные власти не предоставят нам никаких льгот по оплате за аренду, жилищно-коммунальные услуги, электричество, то наша система не будет развиваться, - комментирует Николай Гринь, - В той же Америке, бизнесмены, вклажывающие деньги в оздоровление нации, имеют существенные льготы по налогам".

Болезни роста

Кадры, как говорится, решают все. Проблема человеческого фактора в физкультурно-спортивной индустрии стоит остро: многие талантливые спортсмены, добившиеся больших результатов и признания, уезжают на заработки в Москву, заключают выгодные контракты в других регионах. Местным интузиастам приходится заниматься самообразованием. Недостаток живых контактов с мастерами заменяют, как правило, видеокассеты, специальная литература, Интернет. У кого есть возможность, выезжают на семинары.

Та же дороговизна оборудования (одна штанга заводского производства продается за 28-30 тысяч рублей) заставляет спортсменов на время становится слесарями и сварщиками, самим варить "железо". Но при всех нехватках и трудностях местный сервис все же куда доступнее барнаульцам, чем столичный - москвичам. В этом сравнении ма "пляшем" от соотношения цен к средним заработкам.

Аквапарка пока не будет

Ну а теперь немного о будущем. Вскоре конкуренцию признанным лидерам рынка может составить спортивно-оздоровительный центр "Аврора". Недавняя смена собственника "Авроры" имела определенный резонанс. В течении двух лет его здание было выставлено на продажу, причем, с условием не менять профиля учреждения. С августа прошлого года, когда "Аврора" обрела нового владельца, а им стала одноименная компания, началась грандиозная перестройка и реконструкция помещений. В связи с этим стали активно муссироваться слухи, что именно здесь скоро появится первый в Барнауле аквапарк. Однако фанатам водных процедур придется подождать. Говорит Владимир Гордейчик, директор спортивно-оздоровительного центра "Аврора": "Здание не позволяет оборудовать аквапарк, так как потребовались бы большие пешеходные зоны, места под "горки", шезлонги и каскады. К тому же наш бассеин слишком глубокий, а предусмотренная глубина зоны приземления не должна превышать 1,2 метра. Но огорчаться не стоит, уже к концу лета откроется новый фитнес-центр, соответствующий всем современным стандартам. Это будет единственный комплекс в крае, совмещающий в себе следующие залы: тренажерный и кардиотренажерный, три игровых, три - для аэробики, спецзал для единоборств. Кроме того, будут парикмахерская, небольшой магазин спортивных аксессуаров, салон красоты, бар с диетическим питанием и энергетическими напитками. Откроется детская комната, где родители на время тренировок могут доверить своих чад воспитателям".

Главным же отличием центра, по словам его директора, станет то, что все составляющие комплекса будут работать под одним брэндом. То есть - от "Авроры". Возможно, используют и торговый знак известной американской компании "Reebok International". На этот счет идут переговоры.

Есть опасения, что данный пример вряд ли превратится в тенденцию, во всяком случае в ближайшем будущем. Уж слишком велики затраты и мала гарантия того, что они окупятся. К примеру, возведение грандиозного сооружения типа аквапарка стоит несколько миллионов долларов. Чтобы такие инвестиции оправдались, цена билетов должна быть на уровне, недоступном большинству барнаульцев. Но в любом случае, горожанину даже со скромным достатком сегодня есть где получить "порцию здоровья" - если уж не в престижном центре, то хотя бы в "подвальном" клубе. А коль будет расти спрос, то будет расти и предложение. В том числе и в качественном отношении.

Сергей СЕРИКОВ.