сентябрь 3, 2018
Жительница Барнаула Надежда Вихрева знает, что до тропинки возле дома ровно 30 шагов, в магазине четыре ступеньки, а в подъезде — шесть. Она потеряла зрение 18 лет назад. И она никогда бы без посторонней помощи не прошла по Красноармейскому проспекту, несмотря на установленную там тактильную плитку. Мы попросили Надежду Николаевну оценить комфорт передвижения по центральной улице города.
Тактильная плитка на пр. Красноармейском.
Altapress.ru.
Наш эксперимент не задался с самого начала. На остановке «Аграрный университет» плитка должна показывать выходящим из автобуса, что впереди лестница.
Мы долго кружились на месте, пытаясь найти и лестницу, и плитку, но ничего не получилось: тактильные квадратики спрятаны слишком глубоко в асфальт.
Если направляющую плитку еще можно обнаружить (продольные выступы на ней хоть не везде, но чувствуются подошвами), то предупреждающую, с квадратными рифами, никогда не нащупаешь.
Надежда Вихрева говорит, что могла бы найти тактильные участки только в том случае, если асфальт вокруг был бы идеально ровный. А это утопия.
Плитка расположена настолько хаотично и в нарушение любых правил, что не только не помогает слепым, но и мешает зрячим: о выбоины вокруг нее легко споткнуться.
На всех перекрестках Красноармейского проспекта «объекты» расположены не по всей ширине тротуара. В некоторых местах тактильная зона — это всего три небольших квадратика в центре пешеходной дорожки.
Может быть, плитка была бы полезнее, если бы инициаторы ее установки посоветовались с теми, кому она предназначена. Тогда бы они узнали главное: слепые никогда не ходят по центру, их учат передвигаться только по правой стороне тротуара, «щупая» тростью ближайший бордюр.
Я говорила своим еще в прошлом году: давайте учиться по плитке ходить. А они мне: «Зачем, если мы все равно не знаем, где она».
Плитка на пр. Красноармейском ведет слепых совсем не туда, куда надо. Например, возле «Байк-бара» вы упретесь в бордюр, а у «Сити-центра» наткнетесь на бетонный разделительный конус.
Лидер рейтинга самых издевательских переходов — въезд на парковку у «Гулливера». Если идти вниз по пр. Красноармейскому, плитка направит вас прямиком в центр проезжей части у автобусной остановки. Если удастся обнаружить тактильную зону на другой стороне, то велика вероятность упасть на капот припаркованного у торгового центра автомобиля.
Первая попытка сделать город удобнее не удалась: положенная осенью 2017 года . Ее пришлось перекладывать, но и после этого она не стала удобнее.
Установку тактильной плитки регламентирует , в котором сказано, например, что она должна располагаться по всей ширине переходов и лестниц и что ею должны быть «огорожены» светофорные мачты.
А еще, оказывается, по ГОСТу есть плитка с диагональными рифами. И для обозначения поворотов нужно класть именно ее, а не лепить продольные рифы «ромбом», чтобы показать направление.
Там же строго оговорена ширина тактильных зон, место их расположения относительно препятствий и глубина рифления в миллиметрах. Барнаул, как и многие российские города, стал неприятным исключением из всех этих правил.
На ул. Взлетной, где живет Надежда Николаевна, тактильной плитки нет, но это не мешает ей гулять. Гораздо важнее, что есть нормальные бордюры и светофоры со звуковыми сигналами.
Хуже, если идет ремонт дорог. Возле клуба Всероссийского общества слепых (ВОС) на ул. Челюскинцев однажды все перекопали, и Надежда Николаевна долго думала, как пробраться. Тогда мужчина, который проходил мимо, просто перенес ее на руках.
В другой раз про нее забыла кондуктор, женщина проехала на одну остановку дальше и заблудилась. Теперь она вспоминает это с улыбкой.
С полицией меня «ловили». Забрать было некому, дома нет никого, так что повезли в отделение, подробности выясняли. Потом, правда, отвезли домой, до самой квартиры довели, даже с котом поздоровались. А еще я однажды заблудилась в палисаднике около больницы. Не могу выйти и всё тут! Стою, плачу. Прохожие меня потом вывели. Добрых людей очень много.
Добрые люди помогают определенно больше, чем тактильная плитка. И все равно без сопровождения слепые и слабовидящие не решаются уезжать из своего района. Исключение — клуб ВОС, «единственная отдушина», дорога до которой известна, а все шаги, ступеньки и ямки посчитаны.
Мы прошли с Надеждой Николаевной несколько остановок. Ни один из тактильных «объектов» она не смогла обнаружить без подсказок.
Надо же, заставили людей класть эту плитку. Занимались бесполезным делом. Даже жалко их.