В России появился финансовый омбудсмен. Зачем он нужен?
сентябрь 4, 2018
В России кардинально меняется рассмотрение споров между гражданами и страховыми компаниями, банками, ломбардами и другими финансовыми организациями. Теперь урегулированием займется не суд, а в первую очередь служба финансового омбудсмена. Как будет работать новый механизм? Об этом рассказали представители отделения Барнаул Сибирского ГУ ЦБ.
На 45% больше финансовых пирамид выявил Банк России в первом квартале 2018 года.
CC0
Новый порядок рассмотрения споров граждан с различными финансовыми организациями предусмотрен законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу 3 сентября.
1
В чем суть нового механизма?
За урегулированием спора со страховщиками (кроме тех, кто занимается только обязательным медстрахованием), банками, ломбардами и другими финансовыми организациями граждане обязаны будут обращаться не в суд, а в службу финомбудсмена. Этот порядок обязательный.
Правда, перед этим гражданину надо обратиться к самой финорганизации. На ответ ей дается 15-30 дней (в зависимости от давности происшествия). Если она не ответила в срок или отказалась удовлетворить претензию, гражданин направляет обращение к финомбудсмену. А если стороны не удовлетворены его решением, они могут оспорить его в суде.
2
Какие именно споры рассмотрит финуполномоченный?
Только имущественные. Споры о взыскании с финансовых организаций денег не могут превышать 500 тыс. рублей, споры по ОСАГО не лимитированы. Среди споров, которые он будет рассматривать, например, невозврат средств, вложенных в кредитный потребкооператив, невыплата процентов по вкладу, излишне взысканные проценты по кредиту.
А вот спор, скажем, о реструктуризации кредита финомбудсмен рассматривать не будет.
3
Как будет организовано рассмотрение споров?
Обращение можно подать как в бумажном виде (по почте), так и в электронном — на сайте уполномоченного, через портал «Госуслуги» или МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8.00 до 20.00, некоторые – круглосуточно.
Приезжать из регионов не надо – основная форма рассмотрения заочная. По ходатайству сторон или решению самого уполномоченного спор может рассматриваться и в очной форме.
4
Как будет исполняться решение?
Финансовая организация обязана его исполнить. Если не исполнит, омбудсмен сообщит в Банк России и выдаст потребителю удостоверение — аналог исполнительного листа. На его основании пристав добивается исполнения.
При этом если финансовая организация не исполнит решение добровольно, по заявлению потребителя финомбудсмен может взыскать с нее штраф: 50% от суммы заявленного требования.
5
Будут ли на местах создаваться структуры?
Пока неясно. А вот главный финансовый уполномоченный уже назначен — 24 августа им стал Юрий Воронин, ранее советник председателя Банка России (а еще раньше руководитель аппарата Счетной палаты РФ). Кроме того, будут назначены финансовые уполномоченные (то есть не главные) по направлениям.
6
Будет ли финомбудсмен рассматривать обращения юрлиц?
Новая организация будет рассматривать обращения только граждан (физлиц) – потребителей финансовых услуг. Споры не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью.
При этом обращения граждан бесплатные. Впрочем, если обращение подано профессиональным посредником, например, юристом, то заплатить все же придется.
7
Когда граждане смогут начать обращаться за помощью к финомбудсмену?
Первыми под действие закона попадут страховые компании, работающие с «автогражданкой». Остальные чуть позже. Сроки введения обязанности исполнения решения таковы.
- Страховые организации в части ОСАГО (и других «моторных» видов страхования) – с 1 июня 2019 года;
- страховые организации в части остальных видов страхования (кроме ОМС) – с 28 ноября 2019 года;
- микрофинансовые организации – с 1 января 2020 года;
- банки, кредитные кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды – с 1 января 2021 года.
С финомбудсменом обязаны будут взаимодействовать все финансовые организации, реестр которых ведет Банк России.
8
Зачем вообще нужна новая служба?
Во-первых, разгрузить суды и ускорить рассмотрение. В 2017 году в судах рассмотрено более 390 тыс. исков, связанных только с ОСАГО. Служба финомбудсмена обязана разрешить спор за 15 рабочих дней (возможно продление на 10 дней).
Во-вторых, способствовать улучшению взаимоотношений с потребителями. Финансовые организации будут платить взносы в службу омбудсмена. И их размер зависит от количества проигранных споров, полноты и своевременности исполнения решений.
Результаты рассмотрения споров будут публичными. Люди смогут выбрать организацию, которая более добросовестно относится к потребителям.
9
За счет каких средств будет работать служба финуполномоченного?
За счет взносов Банка России, финансовых организаций, платы за рассмотрение обращений третьих лиц и других поступлений, не запрещенных законом.