март 14, 2003
В октябре 2002 года суд Железнодорожного района приговорил нигде не работавшего Евгения Кривцова к шести годам лишения свободы за то, что он со своим подельником в течение нескольких месяцев "кинул" пять агропромышленных фирм в Сибири примерно на 6 миллионов рублей. Как правило, мошенники расплачиваются за свои аферы не только свободой, но и возвратом наворованного. Оказалось, что у Кривцова и конфисковать-то нечего: "Тойота Ленд-Круизер", два ружья, телевизор, магнитофон и 244 334 рубля 86 копеек, которые находились на расчетном счете его фирмы. Вину Кривцов не признал. Где присвоенные им миллионы, по сей день никто не знает. Кроме него, конечно.
"Приетения" = "Рога и копыта"
Началась эта история в 2000 году, когда 29-летний Евгений Кривцов, начальник коммерческой службы ОАО "Алтайгазпром", попал под сокращение. Именно после этого он решил организовать собственную фирму. Нанял человека, назовем его Алексеем Ивановичем, чтобы тот исполнял обязанности директора. То есть подписывал документы и следил за тем, чтобы сделки проходили с соблюдением всех необходимых формальностей. От директора не требовалось вникать в деятельность предприятия, которое он будет возглавлять.
"Зиц-председатель" лишь знал, что фирма "Приетения" намерена заниматься продажей семечек.
Главное - создать видимость
Кривцов вместе с одним своим знакомым разработал механиз, с помощью которого они собирались обогатиться. Все было донельзя просто. Приятели знали, что осенью 2001 года в Алтайском крае будет большой спрос на подсолнечник. В нужных кругах они разрекламировали фирму "Приетения": пустили слух, что она имеет несколько засеянных подсолнечником крупных полей, на которых работают современные комбайны. Предприниматели заинтересовались, стали обращаться в фирму для заключения договора, готовы были внести предоплату. На самом деле никаких засеянных полей и современных машин у фирмы не было. На счету "Приетении" не было ни копейки.
Однако Кривцов смог убедить директора предприятия "Алтай-семечка" в том, что "Приетения" ведет хозяйственную деятельность, имеет необходимое количество подсолнечника. Договор на крупную сумму между этими фирмами был заключен: Кривцов обязался в течение месяца с помощью новой техники убрать урожай с полей "Алтай-семечки" и поставить несколько тонн семечек, которые якобы у него были. В качестве предоплаты "Алтай-семечка" передала Кривцову векселя.
Кривцов с приятелем обналичили часть денег от первой сделки и в одной сельхозартели прикупили 200 тонн подсолнечника, чтобы чувствовать себя увереннее, заключая договоры с предприятиями. Теперь, если вдруг покупатель хотел взглянуть на товар, его отсылали туда, где хранились семечки.
Кроме того, "Приетения" заключила договор с ООО "Юг Сибири", по которому это предприятие обязалось выполнить работы по уборке подсолнечника на землях Славгородского, Немецкого и Табунского районов Алтайского края. "Приетения" рассчиталась с ООО "Юг Сибири" векселями, которые были получены от "Алтай-семечки".
Процесс пошел
Следующий, кого надули эти ребята, оказалась барнаульская фирма "Квартсбер". Кривцов договорился с ее руководством о продаже "Квартсберу" партии подсолнечника. Для заключения договора привез формального директора фирмы: одолжил Алексею Ивановичу галстук, бриллиантовое кольцо, кожаный портфель. Сделку удалось заключить. Предоплату снова взяли векселями, которые впоследствии обналичили.
Через несколько дней они таким же образом "обули" на 3 500 000 рублей ООО "Негоциант". Все переговоры, как и в предыдущих случаях, вели по сотовому телефону. Убедили руководство в том, что у "Приетении" есть много подсолнечника. И продали несуществующий товар по отработанной схеме: искали клиента, который готов был за товар внести предоплату, заключали с ним договор на длительный срок, мотивируя тем, что на полях еще работают машины и семечка есть, но только пока в небольшом количестве. Если клиенты желали посмотреть, то им давали адрес сельхозартели, где хранился подсолнечник, или советовали выехать на поля "Алтай-семечки", где работали нанятые Кривцовым машины. Была ситуация, когда одна из вышеупомянутых фирм прежде чем заключить договор, решила убедиться, что "Приетения" - не фикция. Представитель выехал на поля и непосредственно у механизаторов осведомился, кто здесь работает. Те назвали "Приетению".
Неувязочка вышла
Неизвестно, как долго Кривцов продолжал бы заниматься такой деятельностью, если бы его дороги не пересеклись с ООО "Трансресурс". Руководитель этого предприятия обратился в "Алтай-семечку" с вопросом, где купить подсолнечник. Те похвастались удачной сделкой с "Приетенией". Рассказали, что машины этой фирмы работают на них и директор уже начал частично рассчитываться товаром. (Чтобы не прогореть раньше времени, Кривцов начал поставлять клиентам семечки по несколько тонн.) Посоветовали обратится туда. Доверенное лицо "Трансресурса" было удовлетворено условиями, которые предложила "Приетения".
Однако после того, как срок выполнения обязательств со стороны "Приетении" перед этим предприятием закончился, сотрудники "Трансресурса" узнали, что эта фирма не имеет собственных машин для уборки подсолнечника, что семечку, которая хранится в закромах сельхозартели, продали нескольким покупателям сразу. Сам Кривцов, когда подошли сроки расплачиваться товаром, уехал с молодой женой в Таиланд. "Зиц-председатель" Алексей Иванович ничего не знал. Сотрудники "Трансресурса" обратились в отдел по борьбе с экономическими преступлениями.
Правоохранительным органам не составило труда вычислить механизм сделок, так как практически все векселя, которые были вручены директору "Приетении" в качестве предоплаты, проходили через банк.
Кривцову не удалось уйти от ответственности. А вот его приятеля до сих пор не могут найти. Алексей Иванович к ответственности не был привлечен. Хотя правоохранительным органам известно, что он до сих пор является формальным директором в нескольких фирмах.
Благодарим за помощь в подготовке материала заместителя начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления при ГУВД Алтайского края подполковника юстиций Сергея Кабина.