март 10, 2019
Ровно 30 лет назад, 10 марта 1989 года, в «Алтайской правде» появилась небольшая, но заметная статья руководителя краевого ведомства по охране природы о том, как пробивные руководители предприятий и ведомств выбивают себе участки в реликтовом бору Барнаула. И как им в этом потворствует мэрия. Статья говорила о том, сколь сильна борьба в Барнауле сторонников двух взглядов на «зеленые легкие» города.
Строительство в лесу.
Анна Зайкова.
Политика гласности тогда в стране была в самом разгаре, и начальник отдела краевого комитета по охране природы Дианов называет действующих лиц (правда, без фамилий), которые прикрылись «желанием коллектива» и «стараются урвать кусок от зеленой зоны» Барнаула.
Чиновник сообщает, что в краевой комитет по охране природы поступила жалоба от жителей 6-й Нагорной улицы (рядом с ней сейчас находится краевая клиническая больница и перинатальный центр «Дар»). Жители рассказали, что на участке соснового бора проделана траншея для прохода бурильной установки. И под нож бульдозера попали молодые посадки дуба и подрост сосны.
Сигнал проверили. Он полностью подтвердился.
«Оказалось, что руководство производственного объединения «Водоканал» изъявило желание построить на этом участке трехэтажный жилой дом для своих сотрудников», — рассказывает чиновник.
Как нередко бывает и сегодня, руководитель «Водоканала» не стал ждать, когда выдадут разрешение на строительство. Он «уверовал, что им не откажут», и направил технику для получения образцов грунта. Работники лесхоза составили протокол и направили его «Водоканалу» для возмещения ущерба, а также в административную комиссию Центрального райисполкома — для привлечения нарушителей к ответственности.
Ущерб, нанесенный работниками "Водоканала", был невелик. Но за этим фактом автор публикации усмотрел опасное для лесопарковой зоны Барнаул явление.
«Благодаря пробивным руководителям предприятий и ведомств она зарастает новыми постройками», — написал он.
Между тем, из слов чиновника следует, что Барнаульский лесхоз возражал против застройки и постоянно писал отрицательные заключения на актах о выборе площадок под строительство в этой зоне. А вот бывшее управление лесного хозяйства ставило визу «согласовано». И отдел градостроительства и архитектуры Барнаульского горисполкома с готовностью вносил проект решения в горисполком.
По воспоминаниям тогдашних активистов, в те годы боролись две позиции. Первая — сохранить «зеленые легкие» такого крупного промышленного центра как Барнаул и запретить рубку в сосновом лесу. Вторая — дать возможность людям селиться в экологически чистой зоне, тем самым сокращая занятую лесом территорию.
Экологи (сторонники сохранения леса) обычно проигрывали. Но в Алтайском крае ситуация могла бы сложиться по-другому.
Как пишет автор заметки, еще 14 декабря 1976 года (то есть за 12 лет до его публикации в «алтайке») крайисполком категорически запретил дальнейший отвод лесных участков под строительство жилых домов, культурно-бытовых объектов, домов отдыха и пионерских лагерей в ленточных борах, прилегающих к нагорной части Барнаула и заречной части Бийска.
Правда, запрет постоянно нарушали с согласия краевого лесного ведомства и Барнаульского горисполкома (сегодня это горадминистрация). С 1976 по 1989 годы отведено, по неполным данным, более 25 лесных участков под разные нужды площадью 200 гектаров, сообщает автор.
Беда еще в том, что застройщики никогда не вписывались в отведенный им участок и, как правило расширяли его. Автор приводит наглядный пример этого — возведение 9-этажки в поселке краевой клинической больницы. Это приводило к тому, что уничтожалось еще больше деревьев.
Автор заметки констатирует: управление лесного хозяйства и горисполком после запрета краевой власти на строительство в лесу обязались снести ветхие строения и ограды, очистить эту территорию от мусора, построить там, где стоят строения, дороги и стоянки — в общем, благоустроить территорию.
Но прошло 12 лет, а горожане видят в лесу все больше заборов вокруг строений. И не видят никакого благоустройства. Хуже того, выделение участков под строительство продолжается.
А когда готовилась публикация, ее автору стало известно, что барнаульский горисполком решил отвести еще 1,8 гектаров лесопокрытой площади для строительства домов. Участки предназначались барнаульской кондитерской фабрике и бывшему управлению лесного хозяйства (тогда оно называлось лесохозяйственным территориально-территориально-производственным объединением).
В общем, в то время две точки зрения на лесные территории еще боролись друг с другом и неясно было, какая победит. Но с тех пор масштабы застройки в лесопарковой зоне многократно увеличились, и под застройку отдали обширные территории леса.
Люди хотели жить в чистом месте, но тем самым уничтожали ценные леса, которые и делают воздух чистым.