июнь 26, 2019
Без иностранных комплектующих Россия не может запустить в серийное производство новые аппараты ГЛОНАСС. Своя компонентная база так и не создана, пишет РБК.
Пуск ракеты-носителя "Союз" со спутником "Глонасс-М".
vk.com/mil
Еще год назад со ссылкой на источники писал: новые спутники ГЛОНАСС появятся с задержкой. Из-за все тех же проблем с импортозамещением. Тогда «Роскосмос» сообщал, что все будет в срок.
Но год ничего не решил. Точнее, пять лет — когда против страны ввели санкции, запрещающие поставки товаров двойного назначения.
Правда, до определенного времени Россия комплектующие все равно получала. Но было понятно, что это ненадолго. Время же показало, что и пять лет крайне мало, чтобы создать свою электронику. Особенно с учетом, что от иностранной российские спутники зависят на 70-80%.
Там очень хорошая и мощная современная электроника стоит в новых спутниках ГЛОНАСС. Попытка сделать аналоги так и не удалась. Выход — либо продолжать развивать это направление и делать свои технологии, а это неизвестно сколько времени потребует и очень дорого, либо возвращаться к старым аппаратам, которые могли работать без этой электроники, а это ухудшение группировки качества.
Российские технологии так и не смогли развить до уровня зарубежных, bfm.ru.
Сейчас в «Роскосмос» вернулась та же самая команда, которая всем этим занималась в 2000-х годах. Сейчас они обещают нам, что они все это сделают, восстановят. Только дайте им много государственных денег. Я, честно, в это не верю. У Салтыкова-Щедрина есть сказка «Медведь на воеводстве», там такая фраза: «Не верю, штоп сей офицер храбр был; ибо это тот самый Таптыгин, который маво любимова Чижика сиел!» Только с помощью национальных ресурсов мы эту задачу не решим. Нам нужны партнеры, более продвинутые в части микроэлектроники. Этим надо было заниматься, конечно, раньше.
Академик рассказал, как много лет назад к нам обратилась Южная Корея. Корейских специалистов научили строить ракеты, получив за это несколько сот миллионов долларов. А можно было взять натурой — научиться у корейцев производству электроники, они ведь одни из лидеров.
Но проблема гораздо шире космоса. Та же будущая гордость российского авиастроения — самолет МС-21, конкурент самых массовых в мире магистральных Boeing и Airbus. Недавно американцы перестали поставлять России композиты. Мы вроде бы заменим их своими, но из-за этого серийное производство перенесли. Двигатели в этих лайнерах тоже будут наши, но первые поставки — с американскими Pratt & Whitney.
Или история с газовыми турбинами Siemens. Она появилась только потому, что в России так и не научились строить турбины большой мощности, а опытный образец в прошлом году сломался на испытаниях.
Действующие спутники ГЛОНАСС тоже выходят из строя, у них кончается срок эксплуатации. Теперь будум тратиться миллиарды рублей на то, чтобы докупить запас компонентной базы. Но любые запасы рано или поздно кончаются.