август 18, 2019
18 августа в Алтайском крае будут отмечаться две даты - День Воздушного флота и 53-я годовщина образования Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ). Училища давно уже нет, но дух и память об этом историческом периоде сохранилась. В том числе в форме авиапамятников, установленных в разных местах города. Altapress.ru рассказывает, какие самолеты украшают улицы Барнаула.
Самолеты Як-52.
Олег Богданов
Первый и самый интересный экспонат - самолет Як-28. Это советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолёт. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолёта РЭБ, учебно-тренировочного самолёта. В модификации бомбардировщика предназначался в частности для доставки тактического ядерного оружия.
Именно фронтовой бомбардировщик Як-28 установлен в Барнауле на территории бывшего летного училища имени маршала авиации К. А. Вершинина. Училище было расформировано в апреле 1999 года, теперь здесь расположен Барнаульский юридический институт МВД. Самолет редкий, поэтому посмотреть на него особенно интересно.
Второй в списке - чехословацкий учебно-тренировочный самолет L-39C Albatros. Создан для замены учебно-тренировочного самолёта Aero L-29 Delfin. Совершил первый полёт 4 ноября 1968 года. В 1972 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц организации Варшавского договора. L-39 долгие годы оставался основным учебным самолетам в военных училищах. Учебные самолеты БВВАУЛ базировались на трех аэродромах в Алтайском крае.
Именно на пересечении улиц Взлетной и Шумакова можно посмотреть на "Альбатроса". Здесь раньше в Барнауле располагался учебный аэродром.
Третий монумент нашего города - Як-52 — советский поршневой спортивно-тренировочный самолет, разработанный в конструкторском бюро Яковлева в конце 1970-х годов на базе одноместного пилотажного самолета Як-50. Его можно увидеть на проспекте Ленина, возле здания ДОСААФ.
Як-52 стал одним из основных самолетов подобного типа в Советском Союзе, на нем и сегодня продолжают обучаться пилоты. Являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава. Самолёт выпускался с 1979 по 1998 годы. В 1982 году был модернизирован, после чего выпускался без особенных изменений до ноября 1998 года.
В Барнауле возле здания ДОСААФ стоит Як-52 базовой модификации. Длина самолета — почти 8 метров, размах крыльев — почти 10. Весит он больше тонны и в горизонтальном полете развивает скорость до 285 км/ч. Максимальная высота, на которую это судно может подниматься в небо, — 6000 метров.
Эвита Коваленко