Страшные модники. Владимир Гордейчик рассказал, сколько тратят на свое хобби велосипедисты Алтая

сентябрь 19, 2019

Руководитель сети велнес-клубов «Магис Спорт» Владимир Гордейчик два года назад увлекся любительским велоспортом. Весь теплый сезон он тренируется шесть дней в неделю по несколько часов, участвует в гонках по Сибири, а в некоторых выступает организатором. Велосипедист рассказал altapress.ru, сколько времени, сил и денег отнимает его спортивное хобби и какая от него польза.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

Сын «посадил» на велосипед

– Как у любого, кто вырос в СССР, в детстве у меня был велосипед. Несколько лет он был главным развлечением, а потом исчез из моей жизни.

Два года назад передо мной встала задача – посадить на двухколесный велосипед сына, ему тогда было шесть лет. Я могу учить только на личном примере. Вспомнил, что на работе есть велосипед, взял его, и мы начали кататься во дворе.

Через какое-то время моя супруга отправила нас на «Трассу здоровья», мол, все же там катаются. Потом я сам периодически стал туда выезжать, познакомился с велосипедистами из Алтайской краевой федерации велоспорта (Altay cycling team) и стал тренироваться на результат.

Каким еще спортом занимался Владимир Гордейчик

Легкая атлетика, троеборье (выполнял норматив мастера спорта), водные лыжи, 5 лет работал тренером по водному поло подростковой и взрослой команды в «Магис Спорте», она побеждала в чемпионате Сибири.

Владимир Гордейчик

Прокатался всю осень, зимой занимался в тренажерном зале, а с лета прошлого года выступаю на любительских гонках.

Большинство их участников не имеют велоспортивного прошлого. Это обычные люди самых разных профессий – директора заводов, бухгалтеры, юристы, охранники и т. д. Всего человек 30-35. А в целом в Барнауле активно катаются, думаю, больше 1 тыс. человек. Многие просто для удовольствия, а кто-то добирается на велосипеде на работу.

Наш коллектив дружный, все активные, гонки в Алтайском крае мы устраиваем сами, потому что этим больше никто не занимается. У нас есть капитан команды, тренер, тренировочный план, форма – все серьезно.

Едят и худеют: плюсы велоспорта

1. Здоровье в любом возрасте

– Цикличные виды спорта – бег, плавание, гребля, велоспорт – укрепляют сердечно-сосудистую систему и тренируют выносливость. Заниматься ими на результат можно в любом возрасте.

В профессиональном велоспорте золотой возраст – 27-35 лет, в любительском – 35-40. Но катаются и те, кому за 60. Некоторые спортсмены в годах настолько тренированные, что я в свои 48 лет не смогу у них выиграть.

2. Эстетика

– Велоспорт красивый, в нем много эстетики, а велосипедисты страшные модники. Они трепетно выбирают экипировку и сам велосипед – сейчас продается много ярких, выразительных и нестандартных моделей. Те, у кого есть задатки инженера, постоянно делают апгрейд своего велосипеда – меняют педали, колеса, а также тюнингуют его.

3. Отличный транспорт для путешествий

– Велосипед – хорошее средство передвижения в путешествиях. Многие ездят в отпуск только с ним. Перевозят на самолете без дополнительной платы, упаковав в специальный чемодан.

На велосипеде можно узнать и увидеть намного больше, чем прогуливаясь пешком. С ним интереснее, чем на машине – погружение в среду глубже. Ощущаешь природу, слышишь звуки, чувствуешь запахи.

4. Нет ограничений в еде

– Велосипедисты могут есть почти без ограничений, потому что этот спорт очень энергозатратный. Однажды за гонку я сжег 1,8 тыс ккал, а суточная норма – 2-2,2 тыс.

Вес для велосипедиста критичен, ведь каждый свой килограмм нужно везти и кормить во время соревнований. Например, для спортсмена с ростом 185 см нормальным считается вес 65 кг. По таким меркам я уже крупный – при росте 170 см вешу 70 кг.

У нас есть традиция – после групповых тренировок мы ходим в кофейню. Многие велосипедисты – кофеманы и позволяют себе сладкое, когда хорошо поработали. Но мы практически не пьем алкоголь.

«Купить» время: что нужно для занятий велоспортом

– Велосипед выбрать просто. Задайте себе вопрос: сколько вы готовы на него потратить? На эту сумму и ориентируйтесь. Начальная цена велосипеда – 10 тыс. рублей, а максимальная – несколько миллионов.

Велосипеды за 10-50 тысяч отличаются небольшими нюансами, от 100 тыс. рублей – уже другой уровень, следующий – от 300 тыс. рублей. С этой стоимости начинаются модели, на которых побеждают на чемпионатах мира и профессиональных турах.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

В велоспорте можно «купить» время, заплатив за хороший велосипед. Такого нет в большинстве других видов спорта. В том же беге кроссовки дадут дополнительный комфорт, но скорость все равно зависит только от физической формы.

Есть специальная велосипедная экипировка. Она нужна, если вы решите заниматься велоспортом, а не просто кататься для удовольствия. Одежды должно быть достаточно, потому что тренироваться придется каждый день. Нужны комплекты, рассчитанные на разную погоду. Длительные тренировки начинаются в 8 утра, когда на улице плюс 10, а заканчиваются в обед, когда плюс 25 градусов.

Бюджет на экипировку велосипедиста

  1. Велосипед - от 10 тыс. рублей до нескольких млн рублей.
  2. Шорты и джерси - 5-10 тыс. рублей.
  3. Велообувь - 5-15 тыс. рублей.
  4. Шлем - 1-5 тыс. рублей.

Понятия плохой погоды в велоспорте нет, есть понятие «плохая одежда». Мы начинаем кататься в марте, как только высыхает трасса и температура поднимается выше нуля. В таких условиях не обойтись без технологичной экипировки, которая защитит от ветра, отведет пот, чтобы вы не промокли и не остыли.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

Также понадобится шлем, подшлемники, перчатки и другие мелочи. У меня целый комодик одежды для тренировок.

Если все посчитать, то этот вид спорта дорогой даже на любительском уровне. Участие в соревнованиях тоже платное. Но начать кататься для себя легко – покупаете доступный вам велосипед и едете на «Трассу здоровья».

Крути педали: как тренируются велоспортсмены

– Велоспорт требует много времени – два часа в день, 10-12 часов в неделю. Мы ездим по дорогам общего пользования — Павловскому, Змеиногорскому тракту и трассе в Новосибирск, и это небезопасно. Когда тренировка командная, с нами движется автомобиль сопровождения.

Зимой мы тренируемся в зале – с небольшими весами или на специальных тренажерах, повторяющих биомеханику велосипеда. Второй вариант – на станке, в который ставится велосипед.

Существуют велосипедные онлайн-гонки. Велотренажер подключается к компьютеру, спортсмен регистрируется на специальном сервисе и «едет». Можно выбрать трассу в любой точке мира, изменять рельеф. На экране ты видишь дорогу, себя и других спортсменов.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

Когда смотришь на велосипедиста, кажется, что он едет всегда одинаково – крутит себе педали и крутит. В реальности на каждой тренировке совершается разная работа — силовая, скоростная, на выносливость, технику или восстановление.

Тренироваться можно в разных ЧСС (частота сердечных сокращений), еще замеряют мощность – сколько ватт велосипедист вырабатывает за единицу времени. Данные сбрасывают в компьютер, они обрабатываются в специальной программе, тренер на них смотрит, делает выводы, корректирует тренировки.

Вымотать соперников: как проходят соревнования по велоспорту

– Многие думают, что велоспорт – это индивидуальные соревнования, но ошибаются. Соревнуются команды по 6-10 человек. В команде есть капитан – самый быстрый гонщик. Остальные его поддерживают, у каждого участника своя функция.

Задача команды – привести своего лидера к победе. Все помогают ему экономить силы. Например, велосипедист, который едет первым, тратит 100% своей энергии. Тот, кто едет за ним, – 60-70%. С помощью смен первого мы поддерживаем общий высокий уровень скорости, но бережем силы капитана.

Тактика прорабатывается заранее. Есть много хитростей, которые помогают выматывать соперников, их мы отрабатываем на тренировках.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

Время на подготовку к соревнованиям требуется разное в зависимости от степени их сложности и твоих целей. Например, в Красноярске в первые выходные июня проходит самая массовая гонка в Сибири на 100 км. В этом году в ней приняли участие более 600 человек.

«Заряжаемся макаронами»: как питаться на соревнованиях

– За два-три дня перед гонкой мы едим только макароны, чтобы напитать организм энергией углеводов. Во время гонки – спортивное питание по режиму. Оно укладывается в велосипед: высококалорийный мармелад с витаминами и микроэлементами, напитки long energy, изотоники, гели. Продукты расфасованы в тюбики, как у космонавтов.

Если неправильно рассчитать питание, то результат будет хуже. Телу требуется время, чтобы усвоить полезные вещества из еды, поэтому кормить его нужно вовремя. На некоторых гонках еду и воду подают в специальных точках, в других местах брать нельзя.

«Убийца экономики»: что мешает развитию велоспорта

– В Барнауле нет профессионального велоспорта. В середине 1980-х годов произошла трагическая история – несколько детей погибли во время тренировки на трассе, их сбила машина. Тренера осудили, а федерацию закрыли в течение месяца. Долгое время ее в крае не было, любительскую открыли в начале 2010-х годов.

Велоспорт емкий с точки зрения медалей на Олимпиаде, но он не коммерческий. На нем не заработаешь больших денег, как на футболе или хоккее. Развивать его дорого. Конкурентный детский велосипед стоит 100 тыс. рублей, а дети растут моментально. На сборы надо ездить в другие страны, чтобы тренироваться рядом с конкурентами по актуальным трассам.

Массовым велосипедный спорт в Алтайском крае вряд ли станет, по крайней мере в ближайшее время. Дело не только в цене, но и в погоде, инфраструктуре.

Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.

В Барнауле хорошо кататься на «Трассе здоровья». Это уникальное место, такое редко встретишь в российских городах. А на обычных дорогах велосипед считают не транспортным средством и полноценным участником движения, а помехой.

Известные велосипедные гонки в мире для любителей

  1. Cape Epic (ЮАР). За 7 дней участники проезжают порядка 700 км по горной местности. Подъем в высоту – 15 км. Стоимость участия – 2 тыс. евро.
  2. TransAlp (Германия, Австрия, Италия, Швейцария). За 6 дней участники проезжают более 800 км, подъем высоты составляет 18,5 км. Проходит в Альпах в двух вариантах – кантри и шоссейном. Стоимость участия – 1,8 тыс. евро.
  3. Серия Gran Fondo считается любительским чемпионатом мира по велоспорту (UCI Gran Fondo World Series). Победители квалификационных заездов получают возможность выступить на итоговом чемпионате, побороться за звание лучшего в своей возрастной группе и возможность надеть майку чемпиона мира. Проводится в Риме, Милане, на Кипре и в других точках Европы.