сентябрь 19, 2019
Руководитель сети велнес-клубов «Магис Спорт» Владимир Гордейчик два года назад увлекся любительским велоспортом. Весь теплый сезон он тренируется шесть дней в неделю по несколько часов, участвует в гонках по Сибири, а в некоторых выступает организатором. Велосипедист рассказал altapress.ru, сколько времени, сил и денег отнимает его спортивное хобби и какая от него польза.
Владимир Гордейчик и велосипедный спорт.
Фото предоставил Владимир Гордейчик.
– Как у любого, кто вырос в СССР, в детстве у меня был велосипед. Несколько лет он был главным развлечением, а потом исчез из моей жизни.
Два года назад передо мной встала задача – посадить на двухколесный велосипед сына, ему тогда было шесть лет. Я могу учить только на личном примере. Вспомнил, что на работе есть велосипед, взял его, и мы начали кататься во дворе.
Через какое-то время моя супруга отправила нас на «Трассу здоровья», мол, все же там катаются. Потом я сам периодически стал туда выезжать, познакомился с велосипедистами из Алтайской краевой федерации велоспорта (Altay cycling team) и стал тренироваться на результат.
Легкая атлетика, троеборье (выполнял норматив мастера спорта), водные лыжи, 5 лет работал тренером по водному поло подростковой и взрослой команды в «Магис Спорте», она побеждала в чемпионате Сибири.
Прокатался всю осень, зимой занимался в тренажерном зале, а с лета прошлого года выступаю на любительских гонках.
Большинство их участников не имеют велоспортивного прошлого. Это обычные люди самых разных профессий – директора заводов, бухгалтеры, юристы, охранники и т. д. Всего человек 30-35. А в целом в Барнауле активно катаются, думаю, больше 1 тыс. человек. Многие просто для удовольствия, а кто-то добирается на велосипеде на работу.
Наш коллектив дружный, все активные, гонки в Алтайском крае мы устраиваем сами, потому что этим больше никто не занимается. У нас есть капитан команды, тренер, тренировочный план, форма – все серьезно.
– Велосипед выбрать просто. Задайте себе вопрос: сколько вы готовы на него потратить? На эту сумму и ориентируйтесь. Начальная цена велосипеда – 10 тыс. рублей, а максимальная – несколько миллионов.
Велосипеды за 10-50 тысяч отличаются небольшими нюансами, от 100 тыс. рублей – уже другой уровень, следующий – от 300 тыс. рублей. С этой стоимости начинаются модели, на которых побеждают на чемпионатах мира и профессиональных турах.
В велоспорте можно «купить» время, заплатив за хороший велосипед. Такого нет в большинстве других видов спорта. В том же беге кроссовки дадут дополнительный комфорт, но скорость все равно зависит только от физической формы.
Есть специальная велосипедная экипировка. Она нужна, если вы решите заниматься велоспортом, а не просто кататься для удовольствия. Одежды должно быть достаточно, потому что тренироваться придется каждый день. Нужны комплекты, рассчитанные на разную погоду. Длительные тренировки начинаются в 8 утра, когда на улице плюс 10, а заканчиваются в обед, когда плюс 25 градусов.
Понятия плохой погоды в велоспорте нет, есть понятие «плохая одежда». Мы начинаем кататься в марте, как только высыхает трасса и температура поднимается выше нуля. В таких условиях не обойтись без технологичной экипировки, которая защитит от ветра, отведет пот, чтобы вы не промокли и не остыли.
Также понадобится шлем, подшлемники, перчатки и другие мелочи. У меня целый комодик одежды для тренировок.
Если все посчитать, то этот вид спорта дорогой даже на любительском уровне. Участие в соревнованиях тоже платное. Но начать кататься для себя легко – покупаете доступный вам велосипед и едете на «Трассу здоровья».
– Велоспорт требует много времени – два часа в день, 10-12 часов в неделю. Мы ездим по дорогам общего пользования — Павловскому, Змеиногорскому тракту и трассе в Новосибирск, и это небезопасно. Когда тренировка командная, с нами движется автомобиль сопровождения.
Зимой мы тренируемся в зале – с небольшими весами или на специальных тренажерах, повторяющих биомеханику велосипеда. Второй вариант – на станке, в который ставится велосипед.
Существуют велосипедные онлайн-гонки. Велотренажер подключается к компьютеру, спортсмен регистрируется на специальном сервисе и «едет». Можно выбрать трассу в любой точке мира, изменять рельеф. На экране ты видишь дорогу, себя и других спортсменов.
Когда смотришь на велосипедиста, кажется, что он едет всегда одинаково – крутит себе педали и крутит. В реальности на каждой тренировке совершается разная работа — силовая, скоростная, на выносливость, технику или восстановление.
Тренироваться можно в разных ЧСС (частота сердечных сокращений), еще замеряют мощность – сколько ватт велосипедист вырабатывает за единицу времени. Данные сбрасывают в компьютер, они обрабатываются в специальной программе, тренер на них смотрит, делает выводы, корректирует тренировки.
– Многие думают, что велоспорт – это индивидуальные соревнования, но ошибаются. Соревнуются команды по 6-10 человек. В команде есть капитан – самый быстрый гонщик. Остальные его поддерживают, у каждого участника своя функция.
Задача команды – привести своего лидера к победе. Все помогают ему экономить силы. Например, велосипедист, который едет первым, тратит 100% своей энергии. Тот, кто едет за ним, – 60-70%. С помощью смен первого мы поддерживаем общий высокий уровень скорости, но бережем силы капитана.
Тактика прорабатывается заранее. Есть много хитростей, которые помогают выматывать соперников, их мы отрабатываем на тренировках.
Время на подготовку к соревнованиям требуется разное в зависимости от степени их сложности и твоих целей. Например, в Красноярске в первые выходные июня проходит самая массовая гонка в Сибири на 100 км. В этом году в ней приняли участие более 600 человек.
– За два-три дня перед гонкой мы едим только макароны, чтобы напитать организм энергией углеводов. Во время гонки – спортивное питание по режиму. Оно укладывается в велосипед: высококалорийный мармелад с витаминами и микроэлементами, напитки long energy, изотоники, гели. Продукты расфасованы в тюбики, как у космонавтов.
Если неправильно рассчитать питание, то результат будет хуже. Телу требуется время, чтобы усвоить полезные вещества из еды, поэтому кормить его нужно вовремя. На некоторых гонках еду и воду подают в специальных точках, в других местах брать нельзя.
– В Барнауле нет профессионального велоспорта. В середине 1980-х годов произошла трагическая история – несколько детей погибли во время тренировки на трассе, их сбила машина. Тренера осудили, а федерацию закрыли в течение месяца. Долгое время ее в крае не было, любительскую открыли в начале 2010-х годов.
Велоспорт емкий с точки зрения медалей на Олимпиаде, но он не коммерческий. На нем не заработаешь больших денег, как на футболе или хоккее. Развивать его дорого. Конкурентный детский велосипед стоит 100 тыс. рублей, а дети растут моментально. На сборы надо ездить в другие страны, чтобы тренироваться рядом с конкурентами по актуальным трассам.
Массовым велосипедный спорт в Алтайском крае вряд ли станет, по крайней мере в ближайшее время. Дело не только в цене, но и в погоде, инфраструктуре.
В Барнауле хорошо кататься на «Трассе здоровья». Это уникальное место, такое редко встретишь в российских городах. А на обычных дорогах велосипед считают не транспортным средством и полноценным участником движения, а помехой.