ноябрь 18, 2019
Режим ЧС, в котором наукоград Бийск прожил 11-13 ноября, наверное, впервые в России ввели не из-за наводнения, землетрясения или остановки котельных в морозы, а по причине стремительного роста в городе несанкционированных свалок. Сбой в реформе, которая ставила целью навести порядок в мусорном деле, вызвало отсутствие на полигоне элементарного и не очень дорогого инструмента - весов. Как это произошло и что будет дальше — в материале altapress.ru.
Мусор.
CCO
Всероссийскую, но недобрую славу наукограду принес спор двух частных компаний: регионального оператора, отвечающего за всю цепочку перемещения отходов в Бийской зоне («Спецобслуживание-Центральное»), и распорядителя местного полигона ТКО («Спецобслуживание плюс», муниципалитет имеет в нем небольшую долю).
Договор по приему и размещению твердых коммунальных отходов они заключили еще в конце сентября 2018 года. Однако на полигоне нет и не было весов, чтобы точно определить, сколько "добра" привозят сюда мусоровозы.
И это главная проблема: ведь тариф, по которому взимают с мусоровозов плату на полигоне, рассчитан в рублях за тонну. А без измерительного инструмента любые пересчёты ввезенных кубометров в тонны будут приблизительными.
Регоператор полагал, что на полигоне завышают объем принятых отходов и, стало быть, требуют от него больше денег, чем надо. Изданию гендиректор регоператора Алексей Щербатов объяснил: на полигоне считают, что мусоровоз привозит 17 тонн мусора. Но это невозможно - его грузоподъемность 10 тонн.
"Переплачивать за несуществующие объемы не намерены", - твердо заявил Щербатов.
На полигоне же утверждают, что все считают правильно, а регоператор не полностью оплачивает услугу захоронения отходов. Только за первые четыре месяца 2019 года он задолжал более 4 млн рублей, следует из материалов арбитражного суда.
Спор двух частных компаний еще в марте начал рассматривать арбитраж. И так бы, наверное, все и шло цивилизованным путем, если бы руководитель фирмы "Спецобслуживание плюс" решил не дожидаться решения суда.
26 октября он потребовал от регоператора подписать график погашения долга. А в противном случае пообещал ограничить прием машин: не более 20 в сутки (вместо обычных 35-40). А поскольку регоператор навстречу не пошел, свое обещание выполнил.
И к началу ноября в Бийске на семи площадках накопились горы мусора, а наукоград прославился на всю страну. Пожалуй, впервые за недолгую историю мусорной реформы из-за проблем с отходами в муниципалитете ввели ЧС. Бийскую историю публично разбирал министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин как пример того, как не надо делать.
В условиях ЧС к разгребанию бийских «конюшен» подключились власти. Городское управление ЖКХ Бийска оперативно заключило контракт на вывоз мусора с фирмой «Спецтранс». За деньги бийского бюджета ей предстояло очистить несколько площадок в переулках Дружном, Донском, на улицах Горно-Алтайской, Разина и Лермонтова.
Для этого, как сообщали власти, задействовали погрузчик, пять единиц техники и десять человек. За время режима ЧС, в котором город пребывал с 11 по 13 ноября, «Спецтранс» вывез около 100 тонн отходов (за вывоз которых, очевидно, население уже заплатило через свой тариф).
13 ноября мэрия наукограда сняла режима ЧС - санитарно-эпидемиологическая ситуация нормализовалась, сообщили в мэрии. О том, что все ограничения на въезд машин сняты, сообщил регоператору и директор «Спецобслуживания плюс» Владимир Мячин.
Между тем спор двух главных действующих лиц этой дурно пахнущей драмы продолжается. Подавая иск в арбитраж, регоператор требовал принудить оператора полигона установить на приемке весы. Со своей стороны, полигон в том же суде выставил встречный иск: погасить задолженность.
Решения по искам еще не принято, но, как рассказал altapress.ru руководитель алтайского регисполкома ОНФ Сергей Войтюк, в ходе разбирательств в арбитраже судья рекомендовал все же взвешивать ввозимый мусор, чтобы сделать правильные расчеты.
Со стороны оператора эти действия выполнены: весовой контроль осуществляет сторонняя организация перед заездом на полигон. Но на самом полигоне специального оборудования так и не появилось. Регоператор приглашает для совместного взвешивания представителя полигона, но он в этом процессе участвовать отказывается.
Тем временем эксперты аудиторской компании «Лифо-Аудит», по решению арбитража, будут разбираться, правильно ли на полигоне рассчитали принятые объемы без весов. Для этого полигон применяет коэффициент сжатия отходов и таким образом переводит кубометры в тонны.
Как указывает , полигон использует коэффициент, равный 4. Такой коэффициент прописан в договоре и предусмотрен технической документацией на мусоровозы, утверждают в фирме «Спецобслуживание плюс».
Ее партнер и регоператор такую цифру считает завышенной и неприменимой. Ссылаясь на ту же техническую документацию к транспорту, в регоператоре просят полигон пересчитать стоимость своих услуг исходя из коэффициента 2,27.
Экспертиза по «спору о коэффициентах» назначена арбитражным судом 9 октября и еще не завершена. А пока, по словам директора полигона, долги копятся: с октября по ноябрь 2019 года из 20 млн рублей регоператор оплатил лишь 3,6 млн, указывает "Бийский рабочий". Со своей стороны регоператор, по данным полигона, готов признать задолженность в 7,8 млн рублей. Но не более.
К решению бийских проблем подключились и федеральные власти, и прокуратура края, которая намерена проверит законность действий владельцев полигона.
А очередное заседание в краевом арбитражном суде назначено на 19 ноября. Фирма «Лифо-Аудит» должна будет предоставить суду заключение, какой коэффициент вправе применять полигон для бийских мусоровозов. Но спор о коэффициентах может продолжаться долго, а весов на полигоне по-прежнему нет.
Требования постановления правительства о коммерческом учете объема и массы ТКО должны быть выполнены. Оператору полигона необходимо установить весовое оборудование и снять ограничение автомобилей, заходящих на полигон. А региональному оператору важно разобраться со сформировавшейся задолженностью.
Но пока не установили весы, чтобы снять ситуацию экстренно, надо использовать рекомендации арбитражного суда и проводить совместные взвешивания, чтобы объективно понимать объемы ввозимого мусора и чтобы данные были прозрачными.
Стоимость весового оборудования совсем не заоблачная (от 360 тыс. рублей, а если с установкой под ключ — 1,5 млн рублей). Тем более оно должно быть на полигоне в силу постановления правительства РФ. Но его там нет.
По данным "Коммерсанта", бийские депутаты намерены расторгнуть договор с регоператором «Спецобслуживание-Центральное» и готовят обращение об этом в минстрой края. В ближайшее время ОНФ будет разбирать разногласия двух непримиримых партнеров по мусорному делу.