август 7, 2020
Михаил Евдокимов, пародист, актер и губернатор Алтайского края, погиб 7 августа 2005 года. И сегодня, 15 лет спустя, есть как его горячие сторонники, которые верят в его доброе предназначение, так и его не менее горячие противники. Алексей Сарычев, проработавший заместителем Евдокимова в том самом 2005-м, — из первой категории. Он вспомнил, какими были последние месяцы работы народного губернатора, и ответил на некоторые вопросы его оппонентов.
Михаил Евдокимов, Алексей Сарычев и Александр Панкратов-Черный.
Социальные сети.
- В ходе нашего с ним общения я ни разу не почувствовал, чтобы он воспринимал свою губернаторскую должность как игру или шутку. Он искренне переживал за край. Не забывайте, что лет за пять до губернаторских выборов он участвовал в выборах в Госдуму – желание сделать для края что-то полезное у него было.
В отличие от многих наших известных земляков он часто бывал в Алтайском крае, жил здесь подолгу, привозил в село Верх-Обское друзей, спортсменов, артистов. Он много общался с людьми, слышал и видел, что здесь происходит, понимал, что регион в упадке.
Сыграло ли роль в победе то, что в 2004 году наступила усталость от человека, занимавшего тогда губернаторский пост? Думаю, да, сыграло.
На губернаторских выборах в 2004 году за Михаила Евдокимова проголосовали 49,53% избирателей (569 тыс. человек), за действовавшего губернатора Александра Сурикова - 46,29% (531,8 тыс.).
- Нет, не говорит. Да, он не учился управленческому мастерству. А мало ли сейчас примеров, когда люди не подготовленные, не имеющие опыта хозяйственной деятельности становятся губернаторами?
По поводу общего языка с депутатами. Мне известно, что губернатор поддержал и выдвинул кандидатуру Александра Назарчука на пост председателя краевого совета (а вторым был Борис Трофимов).
И он ожидал, что человек, которого он поддержал, организует конструктивное сотрудничество парламента с администрацией. А началось противостояние. Михаил Сергеевич как-то сказал в сердцах – ну, ведь в других-то странах таким, как он, подсказывают, помогают, даже кадры присылают. Он никакой поддержки не видел.
- И в нынешнем составе правительства около десятка приезжих, и ничего, работают.
Известно, что многие члены команды Евдокимова пришли в администрацию вместе с ним. Он чувствовал, что с некоторыми из них не получается. Были и откровенные кадровые провалы. И он искал варианты. Как очевидец и участник скажу: последний состав администрации края уже был способен стабилизировать ситуацию, и мы этим занимались.
Кстати, немало людей из его команды и сейчас занимают посты в правительстве.
Да, Михаил Сергеевич не так свободно говорил об экономике. Но, может быть, уважение со стороны людей давало больше. Об Алтайском крае начали говорить, краем заинтересовались инвесторы - началось возрождение горно-добывающей отрасли, строительство «Алтайского бройлера», о развитии туризма именно в его администрации задумались.
- На уровне вице-губернаторов администрации края такой информации не было. Я общался с губернатором за несколько дней до его гибели, мы обсуждали кадровые вопросы, и, думаю, он бы проговорился, если бы из Москвы ему намекали на отставку.
Да это и маловероятно. До меня доходил другой слух – якобы ему хотят предложить высокую должность в министерстве культуры. Но никакого официального подтверждения этого у меня тоже не было. Сам он, насколько мне известно, полагал – раз его избрали, он будет работать.
- Я слышал это высказывание Вольского, но все же не уверен, что Евдокимов говорил ему это лично. Может быть, Вольский от кого-то об этом услышал. Но вряд ли сам Михаил Сергеевич, идя на выборы в 2004 году, думал, что для него это окончится трагически.
Хотя напряжение я в нем чувствовал. За все время, пока я работал, то есть с апреля 2005 года, я ни разу не видел его веселым, таким, каким он был на сцене. Он всегда был сосредоточенным. Лишь однажды летом, на неформальной встрече с некоторыми заместителями, он изобразил какие-то фрагменты своих миниатюр. Но в целом это был уже не тот Евдокимов, которого мы помнили до его избрания.
7 августа 2005 года Михаил Евдокимов , водителем Иваном Зуевым и охранником Александром Устиновым по Чуйскому тракту из села Верх-Обское в село Полковниково. У поворота на село Плешково, в 29 км от Бийска, произошло ДТП.
Mercedes губернатора пошел на обгон Toyota Sprinter Marino. Однако водитель Toyota Олег Щербинский стал поворачивать влево, не видя губернаторской машины.
Уворачиваясь от Toyota, Mercedes по касательной зацепил ее левый бок и слетел в кювет. Пролетев в воздухе 20−25 метров, машина ударилась о землю и врезалась в березу. Губернатор, водитель и телохранитель скончались мгновенно. Супруга губернатора Галина осталась жива, но получила многчисленные травмы.
- Безусловно, спасла бы. Машина идет впереди охраняемого лица, держит необходимую скорость, она либо предотвращает ДТП, либо берет удар на себя. Действительно сопровождение было снято, было также указание о снятии охраны. На мой запрос, с чем это связано, в ГУВД ответили – не положено. Надо заключить договор.
Я приглашал на разговор Алексея Белобородова, он в то время руководил краевой ГИБДД. Пытался убедить его, что инспекция могла бы пойти навстречу, что край много помогает ей и техникой, и финансами, а по закону органы ГИБДД должны были прислушиваться к краевой власти.
Он ответил мне, что исполняет команду руководства ГУВД, сам такое решение принимать он не имел права. Если бы сопровождение было, я уверен: трагедии бы не произошло.
- Было бы не хуже, чем в каком-либо другом регионе. Любой человек, который на каком-то месте трудится 3-5 лет (тем более - на посту губернатора), постепенно осваивает эту профессию, погружается в нее, привыкает.
А Евдокимов знал край, практически каждый месяц ездил по краю. У нас заработал коллегиальный орган – совет администрации края, ежемесячно формировался план законотворческой деятельности. Мы пошли на реорганизацию администрации, продолжали подбор команды.
И если посмотреть на все показатели за 13 лет работы губернатора, который сменил Евдокимова, – скажите, что принципиально изменилось за это время? Мы как были на последних местах по зарплате, так и остались. А ведь на период его правления пришлись, так сказать, тучные годы – 2006-й, 2007-й и отчасти 2008-й.
- Люблю его песню: «На горе на горушке под березой белою приклонил головушку безымянный крест». Когда Александр Михайлов, известный артист и друг Михаила Сергеевича, впервые в машине ее услышал, они несколько раз останавливались – в горле были спазмы, слезы наворачивались. У меня похожие чувства.
Но я и другие его песни люблю. «Мой край для меня это Родина, а Родина - это Алтай» – это же неформальный гимн края.
А с точки зрения работы… Как ни горько думать, но ему самому очень подходила его же шутка: «Всю жизнь у нас на Руси так: никто не виноват, а морды у всех битые». Сам же я горжусь тем, что поработал в его команде. Вечная ему память.
- Массового сбора людей, как это бывает каждый год, не будет – есть ограничения по коронавирусу. Не приедут артисты, не приедут лидеры Фонда имени Евдокимова. Концерт будет транслироваться онлайн – его можно будет увидеть с 22:00 на сайте и в .
Но некоторые его друзья все-таки прибудут в Верх-Обское, чтобы прийти на кладбище, где похоронен Михаил Сергеевич. Знаю, что приедет, например, депутат Госдумы Николай Михайлович Харитонов.
А гала-концерт планируется провести в Барнауле в день рождения народного губернатора 6 декабря. Если, конечно, ничего экстраординарного не произойдет.