сентябрь 4, 2020
В цыганском фольклоре есть легенда о том, что Бог подарил этому народу целый мир за веселый нрав. Единственное в Барнауле интерактивное цыганское шоу «Цыгане 22» тоже стремится завоевать весь свет, хоть и выступает пока что в краевой столице. Руководитель коллектива Екатерина Музыченко рассказала altapress.ru о том, как артисты танцуют вместе с медведем и почему после шоу люди проверяют детей и кошельки.
Артисты интерактивного цыганского шоу "Цыгане 22"
Предоставлено altapress.ru
Простое название «Цыгане 22» поначалу не вяжется с образом ярких и шумных рома́ (так называют себя цыгане). На что Екатерина с улыбкой объясняет мне: «Мы решили не углубляться в тонкости фольклора. Мы, конечно, приближены к этому стилю, но настоящими цыганами не являемся. Поэтому вычурное название выглядело бы смешно».
Действительно, руководитель барнаульского «табора» мало похожа на исконную цыганку: светлые волосы, голубые глаза, а вместо традиционной юбки — деловой костюм. Но все меняется перед выступлением: на голову надевается длинный черный парик, с помощью косметики кожа становится смуглее, нос — тоньше, а к разговору добавляется характерный акцент. И перед гостями предстает уже не визажист Екатерина, а веселая предводительница краевой «диаспоры».
Идея цыганского шоу давно теплилась в душе девушки и реализовалась в октябре 2018 года. В этом Екатерине помогли друзья — Инна Баловнева и Евгений Вейн.
Мы загорелись идеей сразу, прямо с ходу. Я просто предложила Инне: «Сделаем это?» — и она, не колеблясь, ответила: «А давай».
Инна и Евгений давно уже занимаются танцами и не раз исполняли цыганочку в ансамбле «Огоньки». Но перспектива работать в тематическом коллективе открыла для них новую возможность для творчества.
Этот ансамбль намного масштабнее и интереснее по сравнению с тем, где мы работали раньше. Здесь много заказов и выступления с проработанной программой, где нет отдельных коротких номеров.
Как объяснила Екатерина, их шоу отличается от настоящего цыганского тем, что у исконного есть свои национальные особенности и раздолье фольклора. У «Цыган 22» этнический опыт отсутствует, поэтому они больше ориентируются на интерактив с гостями и стараются сделать так, «чтобы все крутилось и вертелось».
Изначально в состав «табора» входили только два танцора и сама Екатерина. Первые костюмы для выступлений собирали из того, что находили дома: цветные платки, юбки. Сейчас необходимые вещи шьются уже на заказ. Но работы по созданию образа у коллектива остается немало: все эскизы создаются вручную, ткани закупаются самостоятельно, а готовые юбки обшиваются живописными оборками.
Традиционные оборки появились на платьях испанских цыганок из-за нехватки денег. Когда подол юбки изнашивался, женщины подрезали его и сверху нашивали обрезки ярких тканей.
Траты на создание образа немалые. Для этого у ансамбля есть общая копилка, которая владельцами постоянно пополняется. Артисты шутят: «Туда входят ворованные деньги и дети».
Костюм мужской — 2800 рублей.
Костюм женский — 4000 рублей.
Гитара Gypsy road — 9950 рублей.
Серьги «Цыганский романс» ручной работы — 580 рублей.
Через некоторое время в программу было решено добавить живую музыку, однако с этим возникли проблемы.
Мы пробовали брать к себе разных гитаристов, но они «не прижились». Это связано с тем, что музыканты, как правило, занимают «место с краю» — во время выступлений стоят в стороне, к ним мало внимания. Также многие площадки не приспособлены для акустических инструментов, и эффект от живой музыки теряется.
Место гитаристов заменили еще одна танцующая пара и настоящий символ цыган — пушистый медведь. На роль мишки взяли обычную ростовую куклу, которая порой приковывает внимание гостей больше, чем ее «хозяева».
Во второй половине XIX века цыганские дрессировщики медведей урсары показывали номера с медведями и гастролировали по Европе. Одним из самых известных трюков был танец косолапого под балалайку.
На странице «Цыгане 22» в Instagram есть видео, на котором один артист жалобным голосом говорит коллеге: «Мама, отдай мне паспорт, я так больше не могу!», на что ему отвечают: «Еще пять корпоративов — и отдам я тебе твой паспорт!»
В этой смешной сценке есть доля правды: в праздничные дни у барнаульского «табора» может быть до пяти мероприятий подряд. Чаще всего это юбилеи, свадьбы, новогодние корпоративы. Некоторые проходят за пределами Барнаула. Так краевая «диаспора» побывала уже в Рубцовске, Ребрихе, Камне-на-Оби.
За два года «Цыгане 22» провели много праздников. Но самым запоминающимся было предложение руки и сердца.
На площади Сахарова молодой человек решил сделать предложение своей любимой. Он попросил, чтобы мы пришли к ней и закружили будущую невесту в танце. И мы выполнили этот заказ: с медведем, музыкой и песнями. Девушка была в шоке, она действительно не ожидала такого. В один момент возлюбленная даже испугалась, когда я подошла погадать ей на руке, и начала вырываться, потому что подумала, что мы настоящие цыгане. В итоге девушка согласилась на предложение парня.
В этот момент рассказ подхватывает Инна Баловнева: «А месяц назад мы работали у них на свадьбе. Они без нас не обошлись».
«Цыгане 22» работают с разными группами людей. В их практике бывали случаи, когда они выступали всего для пяти человек, а иногда число зрителей может доходить до нескольких десятков. Так было во время выступления в драмтеатре им. Шукшина.
Евгений Вейн добавляет: «Но опять же эти пять человек заряжают тебя так, что с ними не сравнятся и две сотни».
Сам образ цыган довольно противоречив. С одной стороны, людей привлекает их яркий колорит, а с другой — из-за стереотипов остается страх быть обокраденным или обманутым. Несмотря на то что артисты цыганского шоу не являются настоящими рома́, их нередко с ними путают.
Некоторые люди почему-то принимают нас за настоящих цыган. К нам однажды подошел один из гостей и спросил: «А меня сейчас люди спрашивают, сумки прятать или нет?» Или, например, мы отработали одно мероприятие, уже прощаемся со всеми в конце, и нам вслед кричат: «Детей проверьте! Держите кошельки!»
Но барнаульскому «табору» не нужны чужие сокровища, ведь у них есть и другие профессии. Артисты признались, что работа в ансамбле не является для них основной и они зарабатывают деньги на другом поприще. Так, Инна и Евгений выступают в ансамбле «Огоньки» и работают педагогами, а Екатерина трудится в индустрии красоты и является визажистом.
Цыганский ансамбль Gipsy Art, Краснодарский край — 7 тыс. рублей.
Ансамбль «Сингарэла», Москва — 10 тыс. рублей.
Ансамбль цыганской песни «Милай», Тюменская область — 12 тыс. рублей.
Танцевальное шоу «Цыганская жемчужина», Москва — 15 тыс. рублей.
В конце нашего разговора я прошу Екатерину показать мне одно из гаданий, которые очень популярны у них в шоу. Девушка задумывается, а затем предлагает мне погадать на обычной бумажной салфетке.
— Значит, берем салфетку. — Голос Екатерины тут же приобретает цыганский акцент. — Сейчас мы сделаем талисман на удачу, чтобы все в жизни было чик-чик.
Я послушно беру салфетку.
— Разворачиваем ее, затем складываем в треугольник. Берем за кончик салфетки, — Екатерина указывает на верхний угол образовавшегося треугольника. — На самую вершину кладем все несчастья и невзгоды. На другой кончик, — девушка указывает на левый угол, — кладем не самых хороших людей, которые нам, возможно, встречались. Можно одного-двух или сразу десять. И на самый последний кончик кладем самое неприятное: ипотеки-шмаротеки, кредиты, вирусы всякие. Подумали обо всем этом в последний раз, сосредоточились. И ловким движением руки делаем вот так!
Екатерина резко сминает салфетку в комок. Я, смеясь, послушно проделываю то же самое.
— Вот это будет твоим талисманом от всех неудач и всех невзгод, — подытоживает она. — Если вдруг что-то в жизни пойдет не так, то помни, что у тебя всегда есть эта салфетка, которую можно заново смять и выбросить.