сентябрь 17, 2020
Кредиторы барнаульской компании «Алтайстрой» договорились, по какой цене будут продавать здание на пр. Комсомольском, 120. Здание это офисное и в каком-то смысле историческое: его приватизировали одним из первых, и в 1990-х годах оно оказалось в центре громкого политического скандала.
Здание на пр. Комсомольском, 120.
Altapress.ru
Пятиэтажное здание, построенное в 1970 году, в 1990-х оказалось, можно сказать, у самых истоков новой экономики Алтая. Буквально в двух шагах от него, на ул. Советской, 3, открылся первый магазинчик ныне крупнейшей в Сибири торговой сети «Мария-Ра».
Да и само здание "Алтайстроя" стало одним из первых "офисников" Барнаула, предоставлявших площади в аренду частному бизнесу. Хотя и не только ему.
Между тем, в 1990-х годах приватизация этой пятиэтажки стала предметом многочисленных судебных споров и бурных политических дискуссий, если не скандалов.
По воспоминаниям Константина Емешина, участника политических битв 1990-х, переходу этого здания в частную собственность сильно поспособствовал влиятельный политик тех лет и оппонент президента Александр Суриков. Будущий губернатор и посол России в Беларуси.
А против приватизации здания восстал Сергей Потапов, по должности вице-губернатор и глава краевого комитета по госимуществу, а по сути - сторонник рыночных реформ и "алтайский Чубайс".
Начальная цена, по которой кредиторы "Алтайстроя" договорились выставить на торги здание (вместе с участком и системой кондиционирования) – 86 млн рублей. Площадь здания - 3,7 тыс. кв. метров. В нем 5 этажей. Год постройки - 1970-й.
К 1990 году, еще до начала массовой раздачи госсобственности в частные руки, экономисты констатировали: идет ползучая, бесконтрольная приватизация. Лакомые куски нередко достаются бывшим партийным чиновникам или их приближенным.
Способов увести собственность у государства появилось несколько. Среди них - аренда с правом выкупа.
Цели декларировали благие: власти хотели как-то ограничить влияние министерств и снять бюрократические путы с экономики, упразднив часть министерств и создав на их базе полугосударственные структуры – к примеру, концерны. Им дали право управлять госимуществом, которым их директора и стали вовсю пользоваться.
В крае строительно-промышленный концерн "Алтайстрой" создали на базе представительства Минстроя СССР. В 1990 году он получил в аренду с правом выкупа здание на Комсомольском.
Надо сказать, что еще несколько лет в судах спорили, что же за статус был у концерна: то ли это государственная структура, то ли общественная. Судя по документам, поначалу предполагалось: "Алтайстрой" будет организовывать строительство вместо министерства.
Однако к 1990 году заказы рухнули, дефицит стал всеобщим, концерны мало что могли сделать.
В ноябре концерн "Алтайстрой" возглавил Александр Суриков, только что покинувший пост замначальника крайисполкома (сегодня мы бы сказали – пост вице-губернатора). Через год, в августе 1991-го, его (как депутата) избрали спикером крайсовета.
Константин Емешин вспоминает: вскоре Суриков собрал малый совет (а в него входила только часть депутатов). И тот признал правопреемником концерна недавно созданное акционерное общество закрытого типа «Алтайстрой». Ему и перешли все права на здание.
А концерна в 1993 году не стало - он присоединился к своей акционерной "тезке".
В дальнейшем комитет по имуществу пытался изъять здание у "Алтайстроя" - дескать, аренда ему не была положена и пусть вернет, откуда взял - то есть государству.
Со своей стороны "Алтайстрой" требовал от комитета разрешить выкупить здание на условиях, описанных в договоре аренды с правом выкупа. Оба подали иски.
Пока шли суды, краевые депутаты приняли еще одно решение в поддержку приватизации здания: "О выкупе имущества строительно-промышленного концерна "Алтайстрой" (от декабря 1994 года).
Краевые чиновники добивались изъятия три года. Дошли до Высшего арбитражного суда - причем на этом этапе к ним подключился заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров. И все же, в конце концов, здание так и осталось за "Алтайстроем".
Кстати, Емешин говорит, что "Алтайстрой" (акционерное общество) получил здание в собственность бесплатно. Но в судебных решениях утверждается: здание было выкуплено "Алтайстроем" - правда, сумма не указана.
Пока стороны судились, политики-демократы обвиняли Александр Сурикова в лоббировании интересов близкой ему организации. Обвиняли и в том, что он занимает два кресла одновременно.
«Настораживает ситуация со стремлением председателя краевого Совета совмещать два поста – в Совете и в акционерном обществе «Алтайстрой», - писал в 1992 году политик Алексей Сарычев в «Алтайской правде».
Хуже того, Емешин уверяет, что на Сергея Потапова возбудили уголовное дело за махинации с ваучерами именно потому, что тот не хотел отдавать здание на Комсомольском. Но со временем Потапов был полностью оправдан. А все страсти вокруг приватизации здания улеглись.
За 30 лет "Алтайстрой", задуманный как строительная компания, "усох" до простого арендодателя.
В 2010 году он еще раз громко заявил о себе, купив на торгах у «Росимущества» 100% акций «Издательско-полиграфического предприятия „Алтай“» за 145,6 млн рублей.
Это было неплохое приобретение – ведь у предприятия была недвижимость на улицах Короленко, Гоголя и Шевченко. Но что-то пошло не так и обе компании разорились.
«Алтайстрой» признан банкротом в начале 2020 года. А вот торги по продаже исторического "офисника" на Комсомольском, еще не объявлены.