сентябрь 25, 2020
Полтора месяца назад индустрия фитнеса в Алтайском крае получила долгожданное разрешение на работу. Но выход из коронавирусных оков оказался не столь простым: люди в залы ломанулись совсем не для того, чтобы приседать или поднимать гантели. О перезапуске бизнеса, ценовых изменениях и застарелых мифах, altapress.ru пообщался с управляющим барнаульским фитнес-клубом К2 Sport Эдуардом Шарканем.
Эдуард Шаркань, управляющий фитнес-клубом "К-2 Спорт".
Анна Зайкова
— Оправдались. Самым негативным ожиданием стал отток целевой аудитории. Клиенты пришли не заниматься, а получить возврат денежных средств по картам, потому что убеждены в неизбежности второй волны коронавируса.
Чтобы как-то выправить ситуацию, мы изменили свой медиаплан и с новыми прайсами начали работать на аудиторию среднего сегмента и выше. Если раньше у нас клубная карта стоила около 2–2,3 тыс. рублей в месяц, то сейчас 1,7 тыс. рублей.
За ту цену, что была до пандемии, найти клиентов сейчас сложно.
— Эта сумма варьируется в пределах 3,5 млн рублей. У нас есть кредиты, которые на протяжении всего времени простоя необходимо было оплачивать. Надо отдать должное: некоторые банки шли навстречу.
Но были и такие, которые не обращали внимания на постановления о помощи отраслям, принудительно закрытым на карантин. В самый тяжелый период они, не желая даже идти на контакт, выставляли пени и штрафы.
— Клиентский трафик у нас варьировался в пределах 1–1,2 тыс. человек. Это владельцы различных клубных карт. Сейчас их около 700. В августе мы открывались с минимальным показателем в 400 человек.
Точное количество назвать сложно, клиенты бывают разные. Кто-то покупает абонемент и в зал почти не ходит. В период самоизоляции мы разом лишились 170 посетителей. Это были жители Китая, которым пришлось вернуться на родину.
— Около 20% тренеров мы потеряли. Большая часть из них ушли из профессии в поисках стабильного заработка на время пандемии. Платить людям зарплату в этот период у нас не было возможности: помощь от государства была только на первоначальном этапе и не в том объеме, на который мы рассчитывали.
Отток тренеров — это проблема всей фитнес-индустрии города. Она побудила нас быть более сплоченными. Мы часто встречаемся с руководителями клубов и обсуждаем, как изменить данную ситуацию.
— Практика организации тренировок на открытом воздухе нам сильно помогла. Мы быстро сориентировались и посоветовали нашим ребятам взять оборудование из зала групповых программ, чтобы налаживать тренировочный процесс, когда это стало возможным.
Был момент, когда до всеобщего разрешения мы попробовали провести тренировку на улице. Пришли сотрудники полиции и составили протокол на одну из наших сотрудниц.
— За время самоизоляции мы запустили полноценную онлайн-платформу. Это профессиональная запись тренировок и продажа их кейсами. Происходит это так: клиент заходит на платформу, вводит свои данные, с ним связывается врач, который проводит фитнес-диагностику дистанционно.
Многие клиенты в период самоизоляции активно покупали тренировки. Как бы это ни было парадоксальным, бесплатные уроки практически не заходили, в отличие от платных. На этапе тестирования платформы подписка на тренировочные кейсы стоила от 400 рублей до 1,5 тыс. рублей в месяц.
— На первых порах самоизоляции мы еще бывали в клубе, снимали уроки на видео. Бывало так, что недовольные клиенты врывались внутрь, кричали, устраивали скандалы и требовали возврата денег. Приходилось даже вызывать охрану.
В суд с требованием возврата денег никто не обращался. Однако знаю, что такие случаи были у коллег. И судебные тяжбы с клиентами фитнес-клубы выигрывали. Я этому рад, значит, здравый смысл все-таки торжествует.
— Конечно, были. С такими просьбами, я думаю, обращались и к нашим коллегам.
— Все зависит не от времени, а от интеллекта. По практике западных стран видно, что упор в фитнес-индустрии они делают совсем на другие вещи, нежели мы. У них иные форматы оборудования, иные исследования. Мы идем в ногу со всем миром, не боимся перемен, следовательно, период реабилитации пройдет достаточно быстро.
Такие ситуации, как с коронавирусом, очень хорошо вычищают ряды. Знаете, это как в садоводстве. Есть грядка с морковкой, и, если ее проредить, оставшиеся растения будут расти лучше. Нынешний кризис одних подтолкнул к развитию, других — к закрытию.
— Не так активно, как мы ожидали. Я уже говорил, что мы не вернули ту базу, которая была в докороновирусные времена, но близки к этому. У нас сейчас постоянно занимаются 720-730 клиентов, и клуб продолжает работать, чтобы увеличить этот показатель.
— Вторая волна скорее фобия бизнеса. Простые люди больше боятся заразиться. Сейчас уже многие понимают, что коронавирус — это серьезно. У меня много знакомых, которые переболели. Некоторые даже сейчас находятся в больницах.
Но я могу успокоить клиентов: к открытию клуба мы полностью подготовились, вложив около 200 тыс. рублей в оборудование по дезинфекции. У нас работают четыре рециркулятора в раздевалках, включающиеся с периодичностью раз в три часа, когда нет людей.
У клуба есть договор с клининговой компанией, которая обрабатывает специальным раствором все поверхности. Препарат сертифицирован, на него имеются подтверждающие документы.
Диспенсеры расположены в тренажерном зале, в зале групповых программ и на проходной.
— Откровенно говоря, это правило не то что не реально, а абсурдно. Мер предосторожности и так хватает.
Клиент приходит в зал, на входе его просят надеть маску. Он проходит на ресепшн, где работники в перчатках принимают у него карту, после этого измеряют температуру и интересуются самочувствием. В специальном бланке делают отметки. В любой момент к нам могут прийти проверяющие и все посмотреть.
В раздевалках все строго: ключи выдаются через две-три кабинки. В пиковые часы по загруженности клуб работает на 60-65%.
— Нет, есть коллеги, которые продолжают держать высокий уровень цен и требуют прекратить политику скидок. Подозреваю, что такое поведение связано с общим обесцениванием услуг фитнес-залов. Что скрывать, Барнаул — город не самых высоких зарплат.
Жители могут единовременно потратить максимум 3–5 тыс. рублей. Если покупка обойдется дороже, человек несколько раз подумает, нужна ли она ему.
Не спорю, что в Барнауле есть люди, зарабатывающие очень много. Но, как показывает практика, фитнес-клубы они по разным причинам регулярно не посещают.
— Я видел материал, где Алексей Меркулов заявлял о возможном закрытии нескольких точек из-за проблем с арендой. Сложно говорить, как у «Рельефа» сейчас обстоят дела.
По моей информации, только за несколько месяцев в Барнауле перестали работать два фитнес-клуба, один из которых располагался в районе речного вокзала. Объявления об их продаже можно найти в интернете.
— Я бы не сказал. У каждого клуба свои варианты расчета с тренерским составом. В «К2 Sport» они работают на процентах. Если клиент выражает желание заниматься с тренером персонально, часть средств с каждого оплаченного занятия идет самому тренеру, оставшееся — клубу за предоставление оборудования, за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, которые мы обеспечили, за маркетинг и рекламу.
Есть клубы, где тренеры работают на аренде. Они сами формируют базу клиентов и выставляют условия по ценам. Каждый специалист фитнес-индустрии выбирает вариант, который для него на данном этапе удобен.
— Люди, которые до пандемии занимались индивидуально, продолжают это делать и сейчас. Ценность персонального тренинга они ощущают еще больше. Я анализирую данные с 10 августа по 10 сентября и вижу, что продажи данной услуги приближаются к докризисному показателю.
И это при условии, что август сам по себе не самый удачный месяц для фитнес-индустрии.
— 60–65% наших посетителей — это женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежи среди мужчин практически нет. Средний возраст мужского контингента — 35–40 лет. Есть два клиента старше 60 лет. Они регулярно ходят на тренировки и прекрасно выглядят.
— Да. Объясню почему. В центре Барнаула на расстоянии 500 метров друг от друга работают сразу несколько крупных фитнес-центров: «Сафари», «К2 Sport», X-Fit, «Магис». В торговом центре «Вавилон» есть «Рельеф». Недалеко от нас, во дворах жилых домов, находится зал HARDCORE. И я еще не учитываю множество школ и студий растяжки, пилатеса, йоги и танцев. В Индустриальном районе примерно такая же ситуация.
В Барнауле сейчас очень много магазинов по продаже спортивного питания: рядом с нами я знаю четыре подобные точки. Даже в обычных магазинах у дома продается спортпит. Разве это не показатель того, что барнаульцы занимаются спортом?
Эдуард Михайлович Шаркань родился в Барнауле 16 декабря 1994 года. Со второго класса начал увлекаться спортом — волейболом, а затем боксом. Высшее экономическое образование получил в «Алтайском государственном техническом университете», там же окончил военную кафедру.
Коммерцией начал заниматься еще в юношестве: продавал тюльпаны, сувенирную продукцию и мерч. Был арт-директором барнаульского ночного клуба, занимался организацией спортивных и молодежных мероприятий в Индустриальном районе.
Несколько лет проработал в структуре магазинов Reebok и Adidas. В начале 2019 года перешел в фитнес-клуб «К2 Sport», где занимает должность управляющего. Также Эдуард является соучредителем центра дополнительного профобразования NEF.