октябрь 1, 2020
1 октября в России вступает в силу очередной этап обязательной цифровой маркировки продукции. На этот раз для парфюмерии и фототоваров. На каждом выпускаемом товаре из этих двух групп должен быть нанесен код в формате Data Matrix. Отгрузка и приемка продукции будут производиться через электронный документооборот, откуда данные поступят в федеральную систему «Честный знак». Altapress.ru разузнал, чем это обернется для бизнеса и что дает потребителю.
Так выглядит маркировка товаров штрихкодом "Честный знак"
Официальный сайт национальной системы "Честный знак".
В системе "Честный знак" регистрируются отечественные производители, импортеры, дистрибьюторы, дилеры и магазины. Цель маркировки – борьба с нелегальным оборотом, контрафактом и фальсификатом. Тему маркировки давно продвигает Федеральная налоговая служба, дабы сделать все торговые процессы абсолютно прозрачными, понятными и налоговзымаемыми.
Система маркировки – это государственная система для отслеживания движения товара, борьбы с контрафактом. Чтобы все участники рынка и, в частности, конечные покупатели могли удостовериться, что товар подлинный, он прошел экспертизу и введен оборот, проверен системой.
По словам Елены Кузнецовой, прежде всего участникам оборота нужно зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак».
В случае с парфюмерной продукцией, маркировать остатки не требуется, их разрешено продавать до 30 сентября 2021 года по прежним правилам.
Маркировать товар будет только производитель и импортер, поэтому если с 1 октября в обороте появляется уже маркированный товар, то реализовывать его необходимо по новым правилам.
В случае с фототоварами ситуация иная – если продукция не реализована в магазинах и иных точках продаж до 1 октября, ее необходимо успеть промаркировать до 1 декабря 2020 года, то есть ввести в оборот с соблюдением новых правил.
В данном случае участник оборота регистрируется в “Честном знаке”, описывает свой товар, который у него подпадает под маркировку, заказывает коды маркировки на каждую единицу товара. В системе отражается, что данный товар вводится в оборот, и в дальнейшем участник рынка реализует его с 1 октября 2020 года как маркированный товар.
Кроме того, участникам рынка необходимо установить специальное оборудование. Во-первых, следует приобрести 2D-сканер для считывания штрих-кода. Устройство потребуется для продажи, а также приемки маркированного товара.
Во-вторых, отмечает эксперт, нужно «подготовить программное обеспечение», то есть обновить товарно-учетные системы, обновить и прошить онлайн-кассы под маркировку, поскольку при продаже в чеке будет размещен соответствующий тег, по которому в систему «Честный знак» будет отправлена информации о продаже маркированной продукции.
Безусловно, все это потребует от предпринимателей дополнительных затрат. А что достанется потребителю.
Покупатель получает легальный рынок. По штрихкоду он может проверить легитимность предлагаемого товара, отсканировав его бесплатным приложением «Честный знак». При сканировании он получит информацию, кем и когда была произведена или импортирована данная продукция. А если это подделка, то смело настучать в Роспотребнадзор.
Эта же информация со штрихкода поступает в Роспотребнадзор, который отвечает за контроль выполнения обязательной маркировки. Но рассказать подробнее, как в таких ситуациях будет действовать федеральная служба, пока невозможно, поскольку «на текущий момент такой практики у нас нет», добавляет Елена Кузнецова.
Следующая группа товаров, вступающая в маркировку – шины и покрышки. Этот этап начнется с 1 ноября. Как раз к моменту, когда начнется сезон "переобувания" автомобилей. Особенность маркировки будет состоять в более высоких требованиях к нанесению этикетки.
Шины – такой товар, который может на складе в сырых условиях храниться, на улице эксплуатируется, перекатывается со склада в магазин. Поэтому в отношении него должны быть повышенные требования к этикетке - для шин рекомендуется наносить специальную этикетку со сверхсильным клеем на резиновой основе, которая не будет отклеиваться.
Допускается хранение шин до 1 марта без маркировки, но только в случае, если товар не идет на продажу.
На сегодняшний день в России уже подлежат обязательной маркировке следующие группы товаров: лекарства, обувь, табачная продукция, меховые изделия, велосипеды и рамы к ним.
Эксперимент по маркировке проводится для пива и пивных напитков, кресел-колясок, молочной продукции, упакованной воды, а также товаров легкой промышленности и одежды. ля этих групп товаров маркировка станет обязательной с 1 января 2021 года.
Кроме того, с 2021 года будет запрещено хранить и реализовывать товары легкой промышленности без маркировки. До этой даты сохраняются прежние правила, но уже сейчас можно промаркировать данный товар и отчитаться об этом в систему "Честный знак"