октябрь 16, 2020
Центр поддержки экспорта Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства семь лет работает с компаниями края. Итогом проделанной работы является внушительное увеличение уровня внешнеэкономической активности в регионе. В 2020 году количество участников ВЭД превысило 1 тыс. субъектов. Оборот экспорта составил 30,1 млн долларов: таков показатель деятельности работы ЦПЭ за 1-е полугодие 2020 г. Поиск новых решений и стремление улучшить уже существующие практики год за годом помогают центру успешно сохранять лидирующие позиции среди российских ЦПЭ.
Римма Москвитина.
Фото: Дмитрий Лямзин
Главная цель Центра поддержки экспорта — продвижение компаний региона на зарубежные рынки и развитие несырьевого неэнергетического экспорта.
— На первом этапе развития центр изучал обстановку в сфере внешнеэкономической деятельности в Алтайском крае. Для того чтобы помощь была эффективной, требовалось провести большую аналитическую работу и выстроить доверительные отношения с бизнес-сообществом региона.
Со временем удалось внедрить подходящие региону продукты и получить поддержку со стороны предпринимателей, и уже есть значительные результаты совместной работы.
Центр комплексно подходит к оказанию услуг и сопровождает предпринимателей на всех этапах экспортного проекта, начиная с анализа рынка и завершая заключением экспортного контракта.
Формат работы с предпринимателями можно условно разделить на три основных блока:
Дополнительно можно выделить направления работы центра по размещению продукции компаний на международных электронных торговых площадках и акселерационные программы.
— Поговорим о двух новых направлениях работы центра. С прошлого года мы запустили проект по электронной коммерции. Стартовали с крупнейшей электронной торговой площадки Alibaba.com. Мы предоставляем нашим получателям услуг два формата работы на площадке — индивидуальную точку присутствия и размещение на региональной витрине центра. На сегодняшний день центр расширил перечень электронных торговых площадок и активно сотрудничает с такими платформами, как Amazon, Epinduo, Tmall и DTAD.
В 2019 году были также запущены акселерационные программы для экспортеров. Они ориентированы в первую очередь на компании без опыта экспортной деятельности. Как результат — выход на экспортный проект с нуля.
Алтайский край — агропромышленный экспортоориентированный регион Сибири. Неудивительно, что здесь было создано пространство для реализации предпринимательских инициатив.
По данным Центра поддержки экспорта в регионе производится:
Важно, что существенную долю экспортных поставок занимают товары, вывезенные субъектами малого и среднего бизнеса (МСП).
— Основополагающим фактором успеха работы центра является деятельность в единой структуре поддержки малого и среднего бизнеса в регионе — Алтайском фонде МСП. Его миссия — формировать предпринимательскую среду, обеспечивать условия для создания и развития малых предприятий в приоритетных направлениях экономики.
Благоприятный климат для экспортной деятельности способствует постоянной интеграции Алтайского края в международную торговлю и помогает стабилизировать экономическую обстановку во всей стране.
За первое полугодие 2020 года в ЦПЭ обратились и получили услуги 345 предпринимателей региона. Благодаря содействию специалистов центра было заключено 50 экспортных контрактов.
Проведение маркетингового исследования, казалось бы, очевидный шаг на пути внешнеэкономического развития любой компании. Однако не каждый, особенно начинающий предприниматель решится на такое вложение. На помощь приходят механизмы господдержки малого и среднего бизнеса.
Руководитель Центра поддержки экспорта Алтайского фонда МСП Римма Москвитина рассказала altapress.ru, что средняя стоимость комплексного маркетингового исследования зарубежного рынка колеблется в пределах от 200 тыс. до 2 млн рублей.
Для того чтобы воспользоваться услугой, нужно подать заявку в центр «Мой бизнес» по телефону или прийти лично. Поддержка предоставляется на условиях частичного софинансирования. При этом ЦПЭ берет на себя 80% расходов на проведение исследования.
Так, при содействии центра для компании «Вистерра» было проведено маркетинговое исследование рынка Германии. Это помогло определиться с потенциальными партнерами, что в свою очередь способствовало поиску контрагентов и заключению экспортного контракта.
Для успешного продвижения продукции на зарубежных рынках алтайские предприниматели должны предоставить сертификаты соответствия международного образца. Без них иностранный контрагент не сможет ввести в свою страну продукцию экспортера из Алтайского края.
Эта наиболее затратная и трудоемкая для предпринимателя работа является одним из основных направлений господдержки.
— Максимальный лимит субсидий, выделяемый на эту услугу, — 1 млн рублей на одного предпринимателя в год. Чаще всего уходит меньше. Например, в прошлом году в смету расходов закладывалась сумма в 500 тыс., в этом она подросла до 800 тыс. рублей. Предприниматель должен внести 20% от стоимости услуги, остальное оплачивает центр.
Любой предприниматель должен уметь заявить о себе. Отраслевые выставки и бизнес-миссии подходят для этого как нельзя лучше.
Цель мероприятий — заключение экспортных контрактов. Поэтому продвижение алтайских компаний в рамках международных мероприятий стало основной деятельностью центра.
— Проходят мероприятия как за рубежом, так и в России. Выставки направлены не только на презентацию продукции, но и в первую очередь на налаживание деловых связей. ЦПЭ организует выезд делегации и берет на себя все расходы на аренду и застройку коллективного стенда, затраты на который, как правило, обходятся бизнесменам минимум в 100 тыс. и доходят до 1 млн рублей в зависимости от застройки и пожеланий компании.
У бизнес-миссий те же цели, но другой подход. В этом случае ЦПЭ организует переговоры с потенциальными иностранными партнерами. И в этом есть ряд преимуществ:
Сегодня основная задача центра — оптимизировать уже имеющиеся практики работы и добавить новые возможности для предпринимателей. В итоге каждая оказанная центром услуга должна приводить экспортера к заключению контракта.
Не менее важно стать полноценной частью информационного поля не только региона и страны, но и всего мира. Поэтому сейчас ЦПЭ активно занимается продвижением в зарубежных интернет-пространствах, СМИ и социальных сетях. Цель проста и понятна: помочь региональным компаниям выйти на экспорт или расширить его границы.
С полным списком услуг можно ознакомиться на официальном сайте .