«Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности»: итоги экспертной дискуссии

февраль 10, 2021

3 февраля в Алтайском филиале РАНХиГС состоялась экспертная дискуссия «Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности» в рамках Международной научной конференции «Новая реальность современного мира: вызовы и перспективы». В дискуссии приняли участие ведущие российские социологи. С программой мероприятия можно ознакомиться здесь.

«Новая реальность современного мира: вызовы и перспективы».
СС0

Лейтмотивом экспертной дискуссии явились слова :

- Сами наши попытки поставить будущее под контроль оборачиваются против нас.

Поэтому профессиональный диалог был ориентирован на то, чтобы понять и описать не только образ желаемого будущего и те социальные представления о будущем, которые сформированы в общественном сознании молодежи, но и те движущие силы, которые обусловливают и детерминируют происходящие изменения.

В молодежной среде наметились существенные изменения, и прежде всего в ценностных установках и смыслах. Существенно возрастает роль саморегуляции. Повышается роль активности, формируется привычка быть активным в разных сферах и в разных формах.

Образ идеального будущего, по мнению экспертов, – это общество всеобщего равенства с высоким уровнем жизни и благосостояния населения.

Основные вызовы современности, перед которыми стоят все государства и от решения которых будет зависеть будущее, это усугубление неравенства во всех сферах; снижение доверия политическим и властным структурам; необходимость конструктивного использования сформировавшейся солидарности.

Экономика будущего – это зеленая, цифровая, инновационная экономика. И задача, которая будет актуальной для системы образования, – подготовить, переобучить, мотивировать.

Ценность образования не только не утрачивает своего значения, напротив, образование выступает одной из ключевых ценностей, что существенно влияет на роль университетов в современном мире.

Современные университеты выполняют роли:
  1. центров инноваций;
  2. центров цифровых компетенций (формирование знаний, навыков, установок);
  3. агентов социализации (трансляция прав и ценностей);
  4. центров международного сотрудничества.

Кризис, вызванный COVID-19, стал точкой невозврата в образовательных технологиях и обеспечил переход образования в цифровую эпоху.

Одна из серьезных глобальных проблем – усугубляющееся неравенство во всех сферах жизни. Образ желаемого будущего – общество всеобщего равенства. Возможно ли оно?

Валерий Мансуров,
президент Российского общества социологов (Москва, Россия):

– Формирование смыслов – это процесс интерсубъективный. <...> Очень важно для молодого человека <...> соотнести свои собственные понимание, картины, представления с теми, которые разделяют другие люди. И вот в случае если здесь возникает совпадение, то такая реальность, конструкция, представление, образ реальности откладывается в сознании <...> и превращается в определенную жизненную позицию по разным поводам.

Юлия Зубок,
руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, д. соц. н. (Москва, Россия):

– Спасибо Алтайскому филиалу РАНХиГС за организацию телемоста, который собрал не только представителей академического сообщества (Института социологии, Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского института РАН), но и коллег-социологов из регионов. Тематика, содержание докладов были настолько интересными, что есть желание не только опубликовать основные результаты, но и подумать об организации всероссийских социологических исследований по обсуждаемым проблемам.

Валерий Маркин, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, главный научный сотрудник Института социологии РАН, д. соц. н. (Москва, Россия):

– Образ будущего является объектом сложным, междисциплинарным, многоаспектным. Но у социологии есть и свой методологический аппарат, и своя понятийная матрица, и специфический инструментарий, который позволил очертить перспективы будущего.