июнь 7, 2003
Наша редакция уже обращалось к теме непростых отношений представителей малого бизнеса Новоалтайска с местными властями. Свою точку зрения по этому поводу мы попросили высказать Вадима КОЗЛОВА, сопредседателя Союза промышленников и предпринимателей города Новоалтайска.
- Вадим Владимирович, что вы подразумеваете под административными барьерами?
- В моем понимании административный барьер "строится" вследствие двух типов поведения госслужащего. Первый вариант, когда нежелание человека выполнять свои прямые функции определяется в силу либо некомпетентности, либо в силу иных, в том числе корыстных мотивов. В этой ситуации административный барьер проявляется как прямой отказ или запрет с ссылками на необходимость "некоего указания" или отправки в хождение по инстанциям, в надежде, что проситель "умрет" до момента решения вопроса.
Второй уровень барьера представляет собой явное или скрытое нежелание строить взаимодействие и прозрачные взаимоотношения, искать возможности социального синергетического эффекта от сложения деятельной функции предпринимателя и упорядоченного административного ресурса чиновника. В этом случае противостоять чиновникам очень сложно, все действия тонут в трясине безразличия. Так, если в Новоалтайске десять лет назад все официальные лица города заявляли с трибун, что "предпринимателей, этих спекулянтов, мы в город не пустим", то сегодня обещают "любить". Правда, в реальных делах почти ничего не изменилось. Ежемесячно в городе прекращает свою деятельность гораздо большее количество предпринимателей, чем регистрируется.
- С какими барьерами сталкиваются чаще всего предприниматели Новоалтайска?
- Для начинающего почти все вокруг кажется неким противодействием или препятствием. Даже вполне разумные и законные требования власти. Это естественно и, пожалуй, является своеобразным экзаменом на "предпринимательскую профпригодность". Помочь здесь может только доброжелательность и наличие неких лоцманов. Например, специалистов или общественных организаций, призванных дать предпринимателю определенную "технику безопасности" в бизнесе.
Для опытных бизнесменов главным является информационный барьер о содержании и основных направлениях развития территории, потребностях населения, выявленных статистических закономерностях и т.д. Два года назад мы требовали обеспечить в городе проведение тендеров для выполнения муниципальных заказов, давно, кстати, предусмотренных законом. Для обеспечения прозрачности и объективности комиссий предлагали ввести в их состав представителей нашего союза. С этого года тендеры стали проводиться. Правда, состав комиссий неизвестен, как и порядок принятия ими решений. Зато один из чиновников городской администрации искренне сказал: "Кого назначит мэр победителем, тот им и станет".
- Оказался ли полезным для малого бизнеса 134-й закон о защите прав предпринимателей при проведении проверок?
- Этот закон парадоксален сам по себе - государство пытается защитить подданных от собственных государственных чиновников! Его можно рассматривать, как своеобразную защиту "от дураков" или уж совсем потерявших чувство меры проверяющих. В случае любых мало-мальских конфликтов это совершенно бесполезный документ.
- Законодательные акты какого уровня - федерального, краевого, муниципального - создают, на ваш взгляд, наибольшие проблемы для малого бизнеса?
- Наибольшие проблемы создаются исполнителями и толкователями законов на местах. К этому давно все привыкли и воспринимают как должное. Например, привычное заявление налогового инспектора, что у него есть инструкция, а остальное его не касается. Налоговик может заявить, что у них был семинар, где ему сказали, как действовать. Вот и все законы.
- Как же на практике малый бизнес может бороться с чиновничьими препонами?
- Полагаю, этот процесс вечный. Но, убежден, что принципиальную роль играет квалификация предпринимателя. Публичность отношений помогает достичь равных "стартовых" возможностей в этой борьбе. Чиновник особенно силен и страшен в борьбе без правил. Конечно, важно единение предпринимателей, осознание ими самими и обществом их социальной роли, как двигателя и катализатора процесса. В практическом плане окажется знаковым приход во власть всех уровней людей с менталитетом и практикой предпринимателя.
У нас сегодня в администрации города нет ни одного предпринимателя-практика. Среди депутатов городского совета - один. Именно поэтому дежурные фразы о поддержке бизнеса ничего за собой не несут и ничего не значат. Приведу пример. Два года подряд в бюджете города утверждали выделять по 150 тыс. рублей на поддержку малого бизнеса. Мы предлагали десятки вариантов их использования, написали сотни страниц расчетов и обоснований. Каждый раз нам в заключение говорили, что мы эти деньги все равно украдем. Последнее наше предложение касалось создания информационного центра. Как раз в январе 2002 года губернатор Александр Суриков дал указание создавать в городах и районах подобные центры. Мы, было, приободрились, но замглавы администрации города заявил, что все это ерунда, так как нет инструкции и положения, как это делать! Деньги отдали библиотеке. И это прекрасно. Но какое отношение это имеет к поддержке предпринимательства? В 2003 году "на поддержку" опять заложили в бюджет 150 тысяч. Но мы про них не вспоминаем. Зачем? Пустая болтовня надоела. А информационного центра так и нет. Наверное, инструкции еще не поступили.