сентябрь 10, 2002
5 сентября в Поспелихе состоялся выездной семинар Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края, посвященный проблемам обновления технического парка. Руководители двух ведущих предприятий страны в области сельхозмашиностроения - "Ростсельмаш" и красноярский "Сибмашхолдинг" - представляли свои последние разработки. Ростовчане предлагали модель "Дон-091", а красноярский завод комбайнов - "Енисей-950". Комбайны получили высокую оценку алтайских руководителей хозяйств. После семинара генеральный директор "Ростсельмаша" Сергей Лебедев дал эксклюзивное интервью нашей газете.
- Сергей Николаевич, вас, как руководителя крупнейшего в стране предприятия сельхозмашиностроения, не беспокоит тот факт, что второй год подряд на отечественном зерновом рынке стабильно наблюдается кризис перепроизводства?
- Конечно, беспокоит. Мы прекрасно понимаем, что если крестьянин будет продавать зерно по низким ценам, у него не будет возможности обновлять технику.
Я вижу только один выход из этой кризисной ситуации. Надо развивать отечественное животноводство. Безусловно, нам необходимо увеличивать экспорт зерна, создавать условия для выхода российской зерновой продукции на мировой рынок. В этом году Россия, возможно, увеличит объемы экспортных поставок зерна. Мне известно, что Ростовская область уже продала за границу 1 млн. тонн пшеницы. Но нам повезло, что конъюнктура рынка так изменилась. В Европе наводнение, в Австралии и США - засуха, в Канаде - дефицит урожая в размере 8 млн. тонн зерна. Но на следующий год этого не будет, а российское зерно, поверьте, на мировом рынке никто не ждет. Если вы помните, в течение года Евросоюз неоднократно поднимал экспортные пошлины только для того, чтобы не пустить Россию на зерновой рынок.
А развитие животноводства предполагает постепенный отказ от закупок импортной мясной продукции. Я недавно читал отчет Минсельхоза РФ, где говорится, что в нашей стране выпускается 40% экологически чистой продукции, а в странах ЕС - только 7%.
- А ваше предприятие на мировой рынок выпускают?
- Постепенно. Но здесь необходимо понимать, что такое мировой рынок. На Западе существует целая система сертификации, которая является шлагбаумом на нашем пути. Но западные страны никогда и не были перспективными рынками сбыта для "Ростсельмаша". Во времена СССР наш завод поставлял комбайны в 57 стран мира. В том числе - в Канаду и США. Но основными покупателями были страны Восточной Европы, Ближний Восток, Китай, Монголия и Африка. Если анализировать наши нынешние перспективы на мировом рынке, то сегодня мы поставляем комбайны в СНГ, хотя из-за изменившейся политической обстановки Белоруссия стала сокращать объем закупок. Начались поставки комбайнов "Дон-1500" в Ирак, есть небольшие договоры о поставках в страны Прибалтики и Болгарию для местных фермеров.
Конечно, нам хотелось бы расширять рынки сбыта. Но стратегию продвижения необходимо тщательно прорабатывать. Экспортировать комбайны на Запад можно и нужно, но для этого необходимы серьезные инвестиции. Надо создавать склады запчастей, учитывать расходы на рекламу и т.д.. А это предполагает колоссальные расходы, которые необходимо отвлекать с предприятия. Мы к этому пока не готовы.
- А если Россия вступит в ВТО, и внутренний рынок откроется для иностранных производителей комбайнов...
- ...для нас ничего не изменится. Сегодня размер пошлины на ввоз комбайнов в страну составляет всего 5%, конкуренция с иностранцами достаточно жесткая. Мы обеспокоены лишь тем, что за бюджетные деньги государство не имеет права покупать импортные комбайны. В этом должна заключаться отечественная система поддержки отрасли. Ведь "Ростсельмаш" и "Сибмашхолдинг" могут вместе закрыть потребности всей России. Мы можем производить 86 тысяч комбайнов в год, красноярцы - 29 тысяч комбайнов. А потребность России составляет пока около 40 тысяч комбайнов.
- Вы на семинаре представляли новинку - комбайн "Дон-091". Как долго разрабатывалась эта модель? Как вы намерены продвигать ее на рынок?
- "Ростсельмаш" серьезно приступил к разработке "Дона-091" в 2000 году. Три года мы проводили испытания комбайна, исправляли его недостатки, на которые указывали будущие покупатели. Теперь машина готова, и в 2003 году мы начинаем серийное производство. Для начала выпустим 100 машин в год. Цена комбайна будет составлять примерно 40-45 тысяч долларов.
Мы понимаем, что это не окончательный вариант комбайна. Рынок требует, чтобы раз в три года "Ростсельмаш" выпускал новую модель комбайна. "Дон-091" сконструирован лучше, чем предыдущая модель - "Дон-1500". Это определенно самый современный сегодня зерноуборочный комбайн в классе машин с пропускной способностью 5-6 кг хлебной массы в секунду. "Дон-091" способен выйти в лидеры в своем классе машин по производительности, удельному расходу топлива, технологическим показателям. А продавать его мы будем через свою дилерскую сеть.
- Почему "Ростсельмаш" не имеет сегодня представительства в Алтайском крае? Может быть, создание такого филиала увеличило бы объемы продаж...
- Наша дилерская сеть, как живой организм, постоянно совершенствуется и развивается. Ведь главный залог эффективности дилерской сети - умение быстро реагировать на любое изменение рынка. Появился, к примеру, в стране "Росагролизинг", отчасти меняется и стратегия продаж. В следующем году мы рассчитываем реализовать в Алтайском крае 300 комбайнов. Это достаточно солидный объем, свидетельствующий о правильно выбранной стратегии продаж. Поэтому представительство нам не требуется.
- Каковы перспективные планы "Ростсельмаша"?
- Прежде всего, завод должен быть конкурентоспособным по отношению к отечественным и зарубежным производителям комбайнов. Первое условие такой конкурентоспособности - качество, соответствующее мировому уровню. При этом цена у нас должна быть ниже, чем у конкурентов. А это возможно только тогда, когда завод резко уменьшит издержки производства.
Именно с этой целью ростсельмашевские заводы "Конорд", завод цветного литья и другие, оставаясь наряду с "Ростмельмашем" в составе финансово-промышленного холдинга "Новое содружество", выделены в самостоятельные предприятия. Выделив из состава завода несколько подразделений, загруженных "комбайновыми" заказами на 10-20%, мы сумеем избежать излишних издержек.
Кроме того, здесь с Владимиром Михайловичем (беседа состоялась в кабинете генерального директора "Алтайдизеля" Владимира Захарова - Прим. редакции) мы обсуждали возможность вхождения "Нового содружества" в состав акционеров "Алтайдизеля". Пока никаких подробностей сообщить не могу, кроме той, что барнаульский завод является одним из стратегических поставщиков нашего предприятия.