июнь 1, 2022
В марте, когда российскую экономику, словно цунами захлестнул очередной кризис, многие предрекали крах отечественному пивоваренному рынку. Объяснялось это тем, что сырье -преимущественно импортное, оборудование — тоже. Найти поставщиков предприятиям будет сложно, говорили эксперты. Как сейчас обстоят дела, и есть ли в сложившейся ситуации положительные моменты, об этом altapress.ru пообщался с исполнительным директором компании «Бочкари» Александром Бурениным.
Производство компании «Бочкари».
Фото Ирины Пергаевой
— Считаю, что импортозамещение, в первую очередь, должно произойти в наших головах. К сожалению, еще в начале 90-х годов появилось представление о том, что товары, произведенные за границей, качественнее и вкуснее отечественных.
Мы, как потребители, активно продолжаем этот тренд, зачастую отдавая предпочтения иностранным товарам, голосуя за них рублем. Говоря про иностранные товары, в том числе имею в виду те, что произведены иностранными компаниями, работающими на территории нашей страны.
Мы же все видим, что эти компании делают сегодня — уходят, громко хлопая дверью, закрывают свои предприятия, сокращают персонал, оставляя всех тех, кто голосовал за них рублем, выбирая их продукты, перед пустой полкой.
По сути, до февраля покупатели не особо интересовались, какой продукт — российский или импортный — они покупали. И это не вина покупателя, это — бездействие нас, российских производителей, и органов власти.
Мы не проводим активных действий, направленных на популяризацию правильного, патриотичного выбора в сторону российских производителей, российских товаров. В наших регионах не культивируется приоритизация в сторону местных локальных производителей. Я вообще считаю, что это даже стыдно — отдавать предпочтения другим продуктам, нежели тем, что производятся в твоем селе, городе или крае.
Недоверие к нашим российским производителям и товарам можно и нужно искоренять. К слову, буквально на прошлой неделе к нам на завод приезжали столичные гости, которые оказались под впечатлением от производства и признались, что не верили в то, что предприятие в селе Алтайского края может быть настолько современным и технологичным, гарантирующим безопасность продукта и исключительный вкус.
— Поиск новых поставщиков для нас — это достаточно длительный и сложный процесс, который начался не вчера. Основным тригером, много лет назад, переориентации на местное сырье — это волатильность курса валют, удорожание перевозки и т.д. Сейчас активность по импортозамещению в разы интенсивней, так как это связано с катастрофической ситуацией вокруг цепочек поставок и резким удорожанием абсолютного всего. Более того, некоторые поставщики полностью отказались поставлять свои товары в Россию.
В пивоварении есть несколько ключевых позиций: прежде всего, солод и хмель. В России хмелеводческие хозяйства сконцентрированы, в основном, в Чувашии, и власти региона активно занимаются развитием данного направления. Мы видим положительные сдвиги: ежегодно увеличиваются площади возделывания хмеля.
Однако этого пока недостаточно — по оценкам экспертов, объем производства в Чувашии составляет лишь 5% от общего потребления.
90% хмеля в Россию по-прежнему поставляется из двух стран — Чехии и Германии. Небольшая доля приходится на США.
— Продолжаем работу с нашими постоянными поставщиками из Германии. Между нами есть договоренности о вывозе необходимого объема хмеля на год вперед. На сегодняшний день завод по данному ингредиенту обеспечен на семь месяцев работы. Оставшаяся часть продукции находится в пути.
— Абсолютно верно. На сегодняшний день перед нашим отделом снабжения стоит задача повышения доступности сырья и его наличие на разных складах на территории России или у нас на заводе.
— В этом плане дела обстоят гораздо лучше. Часть солода, поступающего к нам на производство, сделано из алтайского ячменя. О наличии пивоваренного ячменя в России можно не беспокоиться. Мощности отечественных компаний по его соложению также достаточны.
— Данная ситуация мотивировала нас расширить базу поставщиков и быть еще более активными в процессе перехода на российских производителей сырья и материалов. Если раньше условную позицию нам закрывали три поставщика, то теперь их может быть десять. Хочу заверить, что от нашего приоритета по качеству поступаемого сырья мы отходить не будем. Для «Бочкарей» это — непреложное правило.
— К сожалению, в России нет производителей высокотехнологичного оборудования для сферы пивоварения. Поэтому завод многие годы ориентировался на иностранных поставщиков.
На сегодняшний день мы провели инвентаризацию, выделили ключевые позиции по запасным частям и обратились к российским компаниям, занимающимся металлообработкой и производством резинотехнический изделий. По некоторым из них находим варианты.
Сложнее обстоят дела с микроэлектроникой и элементами программирования, по которым действует высокая система контроля.
Но есть позитивный момент — возрастает роль технической службы на предприятии. В настоящий момент «Бочкаревский пивоваренный завод» дополнительно привлекает специалистов, работавших с иностранными компаниями, которые проводят обучение и делятся опытом.
— На сегодняшний день стеклобутылка — самый стабильный вид упаковки, по которому нет изменений в цене. У российских стекольщиков серьезные объемы производства и мощная протекция. ПЭТ-упаковка также производится на отечественных предприятиях, но не вся сырьевая база у них российская.
— Раскрывать все карты не буду, скажу лишь, что мы ищем альтернативу некоторым напиткам, по которым есть запрос от торговых сетей.
Еще в феврале «Бочкари» выпустили свой новый продукт, который является полноценным аналогом чешского пива. Сейчас разрабатываем линейку премиальной питьевой воды для сектора HoReCa. В перспективе она может стать полноценной заменой импортных Perrier и Vittel.
Хочется отметить уже полюбившуюся покупателям воду «Завьяловская» — уникальный по своим свойствам продукт, не уступающий многим известным маркам. В планах сделать этот бренд более узнаваемым и вывести его на федеральный уровень.
В апреле завод запустил производство новые варианты энергетического напитка Target. Мы видим потенциал у этого направления и планируем его развивать.
— Свои социальные проекты мы не приостанавливаем, это касается как нашего села, так и всего Алтайского края. «Бочкари» продолжают в этом плане свою активную деятельность. Так, в апреле в качестве генерального партнера выступили на чемпионате России по кикбоксингу, который проходил в Барнауле. Что касается наших сотрудников, то здесь мы не только не проводим сокращения, но всячески поддерживаем людей и их уровень жизни.