Продвинутая "дочка"

июнь 19, 2003

Впервые о барнаульской компании "Интерра" (Enterra Inc.) мне довелось услышать в феврале этого года на экономической конференции в Белокурихе. В ходе одного из заседаний разговор зашел о перспективах развития малого бизнеса в регионе, и депутат Госдумы Владимир Рыжков сказал, что есть на Алтае небольшая фирма, которая разрабатывает отличные программные продукты для иностранцев. А затем Алексей Мельников, генеральный директор компании "Сибирьэнергоуглеснаб", являющейся одним из главных учредителей "Интерры", долго рассказывал, как работает "дочка". Первое впечатление от услышанного - в Барнауле есть небольшая компания, которая успешно осваивает мировой IT-рынок.

Первые впечатления

Барнаульский офис "Интерры" располагается хоть и на Ленинском проспекте, но далеко не в центре города - возле завода "Геофизика". Близкое соседство с красивым зданием производственного объединения "Сибирьэнергоуглеснаб" было вполне логичным. Дочернее предприятие поселилось поближе к своему учредителю.

Внутри современного офиса нашему взору предстали два просторных зала, разделенных для создания рабочей обстановки перегородками. В этих "квадратах" сидели молодые люди, внимательно смотревшие в мониторы компьютеров. Напротив входа на стене висел баннер, гласящий, что фирма является сертифицированным партнером Microsoft. В общем, возникло ощущение, что мы попали по адресу - на небольшое предприятие, выстроенное по западному образцу. Нам навстречу вышли директор компании Дмитрий Старостенков и начальник отдела маркетинга "Сибирьэнергоуглеснаба" Вадим Дьячко.

Прелести рынка

"Интерра" осваивает рынок оффшорного программирования два года. Вообще-то сам рынок причисляют к системе вовсе не потому, что компаниям здесь предоставляется какой-то льготный налоговый режим. Смысл названия - в дешевой рабочей силе, которая обслуживает крупные и средние западные компании. Программисты высокого класса из Индии, России, Малайзии, Индонезии и некоторых других стран за небольшую по меркам США и Европы плату разрабатывают для заказчиков из стран с развитой рыночной экономикой различные программные системы, позволяющие автоматизировать управление, производственный процесс, маркетинг, сбыт и даже документооборот. Как говорит Дмитрий Старостенков, для выхода на рынок оффшорного софта достаточно найти профессиональных программистов и переводчиков. В "Интерре" работают всего 40 человек. Директор, офис-менеджер, компьютерщики и переводчики. Вполне стандартное малое предприятие.

То, что "Интерра" будет российской компанией с западным лицом, стало известно буквально с момента ее рождения. По словам Дмитрия Старостенкова и Вадима Дьячко, должно пройти еще как минимум пять лет, чтобы IT-технологии стали востребованными на внутреннем рынке. "Сейчас многие отечественные предприятия начали внедрять у себя программу управления Axapta, - говорит Дмитрий Старостенков. - Это первая волна спроса на системные продукты. Но у меня есть сомнения, что она будет высокой. У нас еще не все менеджеры понимают, зачем тратить деньги на автоматизацию, или у них просто денег нет. Например, налажены у нас хорошие отношения с иностранной компанией SAP. Она известна разработкой программы "Р/3". Ею пользуются все предприятия Nestle (в том числе - кондитерская фабрика "Алтай") и PepsiCo. У нас есть возможность внедрять "Р/3" в Барнауле. Но стоимость системы составляет 3 млн. долларов. Кто сможет заплатить такие деньги?" Ответ ясен - никто.

Место рождения изменить нельзя

В октябре "Интерра" открыла представительство в Германии, а в начале июня - в США. Стоит такое удовольствие достаточно дорого. К примеру, ежемесячные расходы на офис в Тампе составляют 15 тысяч долларов. Однако не открывать представительства в странах, где сконцентрированы основные потребители IT-рынка, на новом уровне развития нельзя. "Интерра" давно миновала тот период, когда заключала договоры только на брокерских площадках "market place" (об этой системе Дмитрий Старостенков рассказывает в интервью, опубликованном на этой же странице - Прим. редакции). Крупные концерны для выбора разработчика часто применяют тендерную систему. И тогда для компании важно иметь не только низкую стоимость разработки, но и наличие представительства в стране, где базируется штаб-квартира концерна. За счет этих преимуществ "Интерра" выиграла тендер, который объявил германский концерн BASF.

При наличии представительства связь с заказчиком осуществлять гораздо проще. В Барнауле над программным продуктом работает группа специалистов, которую возглавляет проектный менеджер. А в Германии представитель "Интерры" при необходимости встречается с партнером дополнительно, улаживает все проблемы и занимается поиском других клиентов. Кстати, в Западной Европе "Интерра" старается не афишировать, что она - российская компания. В буклетах, рассчитанных на западного потребителя, указано - "international company". Немецкие партнеры, в отличие от американцев, к российским программистам относятся настороженно. "Но при желании любой клиент может зайти на наш сайт и прочитать, где мы базируемся. Свое место рождения мы ни от кого не скрываем," - с улыбкой говорит Старостенков.

Будущее - есть!

Дальнейшие планы "Интерры" частично связаны с продвижением на рынок "коробочных продуктов" - программных систем, производство которых поставлено, как говорится, на конвейер. Недавно барнаульская фирма заключила договор с компанией Cognitive на разработку для немецкого рынка системы распознавания текста CuneiForm. "Для выпуска коробочного продукта нужны серьезные инвестиции, - говорит Дмитрий Старостенков. - Нужны деньги на продвижение товара, на "сэйлс" (продажи)". "А затем потребуются дополнительные расходы на борьбу с пиратством," - добавляет Вадим Дьячко.

Есть у "Интерры" еще одна интересная задумка. Компания Дмитрия Старостенкова намерена адаптировать для российских предприятий немецкую программу автоматизации бюджетирования Professional Planner. И хотя сегодня нет полной уверенности в том, что спрос на нее будет велик, однако российские компании уже занимаются финансовой отчетностью, планированием и бюджетированием. А значит, в будущем могут вполне заинтересоваться Professional Planner. "Понимаете, - поясняет Дмитрий Старостенков. - Наши компании в настоящее время обеспокоены, где им, образно говоря, купить хорошую обувь, а мы им хотим предложить классный автомобиль. Конечно, пока они купят обувь. Нам надо только дождаться своего часа".