июнь 19, 2003
Директором барнаульской софт-компании "Интерра" (Enterra Inc.) оказался достаточно молодой по меркам отечественного топ-менеджмента человек - Дмитрий Старостенков. Признаюсь честно, я ожидал увидеть совсем другого руководителя - солидного, сухого в общении и даже смотрящего на журналиста с высоты собственного положения. А навстречу вышел улыбающийся парень 28 лет, открытый для любых вопросов. В первые минуты даже не верилось, что его компания заключает контракты с такими транснациональными корпорациями, как BASF, Shell, Daimler Chrysler и Siemens.
- Дмитрий, я попытался найти хоть какую-то информацию о вашей компании и неожиданно столкнулся с большими проблемами. Удалось разыскать в Интернете лишь ваш англоязычный сайт , где информация представлена на сложном для понимания профессиональном языке программистов. Объясните, к чему вам такая закрытость? Или "Интерре" неинтересен внутренний рынок?
- У нас есть еще сайт и на немецком языке. На самом деле, американский и европейский рынки софта для нашей компании наиболее важны и интересны. Мы имеем хороший выход на них, мы получаем от западных партнеров выгодные предложения. "Интерра" вообще с момента своего создания нацеливалась именно на внешний рынок. А здесь, в России, найти заказчиков очень сложно. Не каждая российская компания готова заплатить за наши продукты как минимум 30-50 тысяч долларов. Недавно мы заключили соглашение с предприятием "Кузбассразрезуголь". До этого мы создали автоматизированную систему управления для "Сибирьэнергоуглеснаба". Но это были единичные предложения от российских партнеров. Сегодня многие отечественные компании через систему аутсорсинга занимаются продажами программы "1С" или других бухгалтерских продуктов. Выходить на этот рынок, отличающийся высоким уровнем конкуренции, и продавать чужой продукт, имея в своем штате специалистов высокого класса в области программирования, нам было не интересно.
- Когда вы пришли к выводу, что можно занять место на мировом рынке оффшорного программирования? И откуда возникло такое название компании - "Интерра"?
- Впервые мы серьезно задумались об оффшорном программировании в 1999 году. Вообще в 1998-1999 годах на рынке мирового софта были золотые времена. Он очень бурно рос, особенно в Северной Америке, которой принадлежит примерно 70% этого рынка. Спрос на различные IT-технологии оставался очень высоким. За два года в мире появились тысячи оффшорных компаний, занимавшихся разработкой всевозможных продуктов для северо-американских и европейских клиентов. Особенно преуспели в этой области индийские программисты, где оплата труда довольно низкая.
В компании-учредителе нашей фирмы, в "Сибирьэнергоуглеснабе", в 1999 году тоже был отдел IT-технологий. Мы писали различные программы для самой компании и иногда посматривали в сторону мирового рынка программирования. Даже пробовали участвовать в каких-то небольших проектах. Окончательное решение учредить компанию "Интерра" было принято два года назад. Официальная дата рождения - 1 июня 2001 года. Но мы вышли на мировой IT-рынок далеко не в лучшее время. Инвесторы поняли, что этот рынок накачан искусственно и высоких дивидендов им не приносит. Оказалось также, что интернет-бум и все разговоры о всемирной торговле через Сеть, пока не подтверждаются. В общем, гигантские капиталовложения инвесторов в IT-рынок себя не оправдали. Многие компании обанкротились и покинули рынок.
- Но вам удалось не только на него выйти, но еще и удержаться.
- Да. Отчасти это произошло потому, что в нашей стране работа программистов, имеющих очень высокую квалификацию, оплачивается, по мировым стандартам, достаточно дешево. Если в Америке час работы программиста стоит 100-120 долларов, то в России - в среднем 10-15 долларов. А в "золотое время" рынка наши программисты могли заработать по 50-60 долларов в час.
Что касается названия компании, то здесь авторство принадлежит мне. Меня вдохновил опыт компании En-rise, чье название состоит из английских слов "entegrated to enterprise" ("внедрить на предприятии"). У меня получилось красивое название "Интерра". Иногда нашу компанию путают с газпромовской "дочкой" "Итерой". Приходится объяснять, что у нас есть буква "н" и еще две буквы "р".
- Помните, каким был первый заказ?
- Конечно! Он поступил из Нью-Йорка от компании Advanced Tecnology Group. Им потребовалсь сетевая ситема для сбора и изучения маркетинговой информации. Эта компания занимается тем, что отслеживает и анализирует эффективность рекламных кампаний, проводимых в Интернете. И мы разработали для нее специальную программу "Promotionstart.com". Она, кстати, до сих пор работает и приносит заказчику хорошие результаты.
- Что "Интерра" делала для крупных компаний? Например, для Siemens?
- Это был очень интересный заказ. Всем хорошо известно, что Siemens - гигантский концерн. Но мы были поражены, когда узнали, что в нем работают 450 тысяч человек. Это же население целого города! В Siemens есть специальный отдел коммуникаций. Вместе с этим отделом мы занимались разработкой внутрикорпоративного сайта, доступ к которому получают только сотрудники концерна. Для самого концерна этот сайт очень важен. Он позволяет правильно систематизировать и распределять всю внутреннюю информацию компании. Это, к примеру, четкая рассылка пресс-релизов, внутренних распоряжений руководства, новостей концерна. Конечно, корпоративный сайт создавали в основном сами работники Siemens, а нашей задачей было написать для него систему технической поддержки. Мы ее разработали и добавили так называемый "back-end". Это такой дополнительный ресурс, который позволяет проводить опросы среди сотрудников концерна. Например, "как вам нравится работать в Siemens?" и т.д.
- А что ваши программисты придумали для BASF и производителя "Мерседесов" - автозавода Daimler Chrysler?
- У концерна BASF есть целая сеть химических лабораторий. В центральной лаборатории, которая находится в Германии, выполняются сложнейшие анализы используемых в производстве материалов. Другие лаборатории расположены по всему миру. Мы разработали для концерна такую программу, которая не только обрабатывает анализы, но еще и рассылает результаты в другие лаборатории BASF.
Для "Даймлер-Крайслер" мы в настоящее время работаем над "контент-менеджментной системой". Это очень серьезная и ответственная работа. Самый сложный наш проект, в котором задействованы 15 программистов. Над чем они работают? У крупных компаний есть очень глубокая проблема повышения оперативности документооборота. Они нуждаются в эффективном программном ресурсе управления внутренней информацией. И мы разрабатываем для них специальную систему, которая позволит "Даймлер-Крайслеру" самостоятельно классифицировать, хранить и рассылать по всему миру любую корпоративную информацию. Причем этот процесс будет автоматизирован и не отнимет в дальнейшем много времени, которое у западных менеджеров ценится очень дорого.
- Как "Интерра" осуществляет поиск заказчика?
- Есть два способа. Во-первых, можно работать через Интернет. Есть в Сети так называемые брокерные площадки ("market place"). Это сетевые ресурсы, на которых скапливается вся информация, поступающая от заказчиков. Заказчик выходит на эту площадку, обозначает проблему, и ищет компанию, которая при помощи IT-технологий решила бы ее.
Но постепенно мы пришли к выводу, что работать с заказчиком на расстоянии очень трудно. Ну, представьте, что однажды к вам в почтовый ящик придет письмо от оффшорной софт-компании из Нигерии. Конечно, вы будете по меньшей мере удивлены. Поэтому мы открыли представительство в Германии (в городе Гейдельберге) и США (в Тампе, штат Флорида). Конечно, это повлекло за собой определенные расходы. Но иначе завоевать внешний IT-рынок невозможно.
- Какую продукцию "Интерра" представляла на главной выставке мирового софт-рынка CeBit-2003?
- "Интерра" выставлялась в рамках общероссийского стенда. Мы представляли наши разработки и услуги. Собственных "коробочных" продуктов у нас пока нет, поэтому мы рассказывали о уже имеющихся достижениях, конкретных работах для решения различных задач клиентов. В ходе проведения промоушн-акций раздали на этой выставке несколько тысяч фирменных буклетов.
- Какой-то эффективный результат от участия в выставке есть?
- Смотря что считать эффективным результатом. Если оценивать участие в выставке с точки зрения увеличения продаж и подписания контрактов, то здесь мы пока ничего не получили. Да и вряд ли смогли бы получить, потому что небольшой стенд маленькой компании в любом случае потеряется в огромном выставочном павильоне. Но для "Интерры" важнее было просто "засветиться" на CeBit-2003. Это великолепная возможность повысить имидж компании. Может быть, через год мы позволим себе потратить на участие в выставке не 10, а 500 тысяч долларов. Тогда мы сделаем большой стенд и будем смотреться не хуже любых западных компаний.