октябрь 25, 2022
Когда жители будут чувствовать себя в безопасности, насколько нам плохо жить без мангала и зачем детям огородики? Преподаватель кафедры Градостроительства Московского архитектурного института Георгий Пряничников прочитал барнаульским студентам лекцию о том, какими должны быть безопасные и комфортные дворы. А altapress.ru приготовил для вас его основные тезисы. В том числе и о том, почему этих принципов дизайнерам сегодня так трудно придерживаться.
В Барнауле запрещается повреждать малые архитектурные формы. И использовать их не по назначению.
Олег Богданов
Дизайн интерьера решает физиология и эргономика человеческого тела. Дизайн дворовых территорий определяет безопасность. Поэтому последний, в том числе и российский тренд, - дворы без машин.
На примере проекта одного стокгольмского квартала, Пряничников показал абсолютно пешеходный двор, по которому «на колесах» могут передвигаться максимум велосипедисты, маломобильные и «тракторишка», который убирает снег. Под всей этой территорией — большой подземный гараж, в котором не только оставляют машины, но и принимают мусор, и загружают товары в магазин.
Такая система может решить массу проблем. Ключевая из них — детская безопасность.
К сожалению, криминальная обстановка такова, что мы вынуждены провожать и встречать из школы ребенка и следить, чтобы его не украли, не задавили, не съели собаки. Явление родилось, потому что мы не разводим потоки: не с помощью какой-то линии на асфальте, а категорически, чтобы они вообще не могли пересечься.
Иначе говоря, нельзя допускать возможности, чтобы люди ходили там, где ездят машины и наоборот. А чтобы сделать двор еще и комфортным, нужно разводить еще и потоки людей.
Двор — место пребывания и встреч самых разных возрастных групп. Мы не можем совмещать младенцев, которым требуется покой, с детьми шести лет с «ядерным реактором», которым надо кого-то бить, самим падать и при этом громко кричать. Также они будут мешать пенсионерам, что хотят спокойно посидеть и почитать, и так далее.
У каждой возрастной группы должен быть центр, отделенный от других.
Жителям двора нужно укрываться от непогоды под навесами. «Почему мы все время проектируем какую-то «Италию» с решетками от солнца? - удивляется Пряничников. - Возможно, это часть петровского западнофильства?»
Если совсем не удается избавиться от дороги во дворе, нужно с помощью планировки предусмотреть торможение машин: повороты, лежачие полицейские, пешеходные переходы. «Чтобы не было возможности газануть с одной стороны района и вылететь со свистом в другой», - добавляет эксперт.
«Мангальная зона во дворе, чтобы жарить шашлыки на 1 мая — это здорово, - говорит Пряничников. - Это наш генетическая программа: мужик должен принести «мамонта». Но законодательство в России их не позволяет».
Небольшие клумбы и импровизированные грядки полезны для расширения детского кругозора.
«В Скандинавии, где не так давно все жили в деревнях, дают возможность своим детям контактировать с частичкой сельской действительности, - рассказывает эксперт. - Они делают во дворах группами ящики из досок-бревен, из которых формируют грядки-огородики».
С одной стороны, теряется диагональный проход через квартал. А с точки зрения безопасности жителей двора, как говорит Пряничников, «наверное, хорошо». «Это не от хорошей жизни, к сожалению, делается, - объясняет он. - Если бы у нас, как в том же самом Шанхае, была система тотального видеоконтроля… Уличная преступность в этом городе, поверьте, сведена практически к нулю. Там никто в четыре часа ночи «закурить» не попросит».
Проектирование благоустройства городских территорий происходит случайно. Либо в качестве механического продолжения того, что архитекторы и градостроители начиркали по принципу «потом доделают». Как говорит мой коллега, «потом» не будет.
Мы проехали эпоху, когда можно было законодательно влиять на застройщика и он не имел никакой возможности обойти закон. Есть процент озеленения — убейся и выложи, чтоб был «живой».
Теперь есть пятак земли — надо как можно выше поднять. Если положено 15 соток насаждений, а помещается всего пять, заказчики говорят: «О, мы их вертикально озеленяем и включаем в ту площадь». И по процентовке, вроде как, проходит. А для людей парк есть за три километра - «дойдут».
Это все будет длиться до тех пор, пока не будет введен мощнейших государственный контроль. Как в Китае, когда товарищу выдают девять грамм, а потом и счет за них.