Как проконтролировать свою бухгалтерию и навести в ней порядок

ноябрь 2, 2022

Бухгалтерия.
ООО "1+1"

Многие руководители сталкиваются с проблемой контроля за бухгалтерской службой. Обычно потому, что ничего в ней не понимают, но при этом осознают риски.

Рекомендации от директора бухгалтерской Ольги Сорокиной.

Ольга Сорокина, директор компании "1+1"
ООО "1+1"

Осознать функции бухгалтерии

  1. Все факты хозяйственной жизни предприятия должны быть оформлены документально и своевременно отражены в учете;
  2. Все имущество компании должно быть учтено;
  3. Все документы, особенно подтверждающие расходы, должны иметься в наличии;
  4. У налоговых органов не должно быть претензий к компании с точки зрения отчетности и уплаченных налогов.

Ещё в небольших компаниях на главбуха часто ложится функция финансового учета — анализа финансовых результатов и движения денег . В идеале этими вопросами должен заниматься финансовый директор, потому что они предполагают наличие принципиально другого мышления и знания основ финансового менеджмента.

Из функций и задач бухгалтерии очевидно, что они требуют серьезного списка компетенций и накладывают большую ответственность на исполнителей.

Компетенции главного бухгалтера

Бухгалтерия.
ООО «1+1»

На мой взгляд, это внушительный список. Возможно, поэтому главные бухгалтеры так часто профессионально выгорают и переходят работать на линейные должности, устав от груза ответственности.

Как помочь бухгалтерам справляться с нелегкими обязанностями

Бухгалтерия.
ООО «1+1»

Как контролировать бухгалтерию

  1. Организовать регулярный контроль за движением денежных средств на счетах — в виде ежедневных или еженедельных отчетов;
  2. Организовать документооборот так, чтобы все электронные требования из налоговых органов, а также запросы банков поступали руководителю на ознакомление;
  3. Обеспечить регулярные сверки с контрагентами и налоговой;
  4. Ежеквартально требовать от бухгалтерии формирование реестров недостающих документов (подтверждающих расходы фирмы).
  5. На особом контроле должны находиться: патенты (своевременная подача и уплата); выручка по спецрежимам (упрощенка, сельхозналог, патенты) и ее приближение к предельным значениям; отчетность и документы по сотрудникам (зарплата, подотчет, больничные листы).
  6. Отличное средство — ежегодный аудит бухгалтерии. Рекомендую проводить в период с мая по ноябрь, когда годовые отчеты сданы и сформированы архивы за год. Так называемый инициативный (не обязательный по закону) аудит может проводить любая профессиональная организация, в том числе "1+1".

С учетом скорости изменений законодательства и развития технологий налогового контроля, в более крупных компаниях должна присутствовать собственная служба внутреннего контроля. Что касается малого бизнеса — надеюсь, мои рекомендации окажутся полезными и применёнными на практике.

Бухгалтерская компания "1+1"

Г. Барнаул, ул. Пролетарская, 92, оф. 22,
ул. Малахова, 154, оф. 21.

Единая справочная: .

|