ноябрь 23, 2022
В декабре 2022 года компания «Комплекс Агро» планирует представить первую дождевальную машину собственной сборки. Таким образом, барнаульское предприятие намерено осваивать нишу, освободившуюся после ухода из России западных производителей. Спрос на подобные машины есть, как и на другое оборудование, которое раньше завозилось из-за границы, заверяет директор компании Дмитрий Беляев. О том, чем сейчас живет сельхозмашиностроение, он рассказал altapress.ru.
Предприятие "Комплекс Агро".
Дмитрий Лямзин
- На финальной стадии готовности находится производственное помещение на проспекте Космонавтов в Барнауле. Это была старая база, которая нам досталась в полуразрушенном состоянии - настоящий Сталинград.
На сегодняшний день часть оборудования там уже запущена — работают координатно-пробивной пресс, камера полимерной окраски, оборудованы восемь сварочных постов. На подходе находится проходной дробемет.
Помещения площадью порядка 1,2 тыс. «квадратов» остались еще нетронутыми. Мы своего «слона» частями едим. В начале следующего года планируем все завершить полностью.
Эта площадка будет приспособлена под новое производственное направление — выпуск дождевальных и почвообрабатывающих машин. Первый культиватор Strip-till уже отработали, испытание провели. Машину можно запускать в серийное производство.
Кроме того, будем расширять направление почвообработки, представив, в том числе, машину для внесения безводного аммиака. Наша задача — вывести эту тему на более высокий уровень. По стоимости в действующем веществе безводный аммиак дешевле селитры практически в 2,5 раза.
Мы понимаем, что следом за машинами надо отрабатывать вопросы логистики. Сейчас ищем подходящую базу, где можно было бы заниматься перевалкой аммиака. Надо иметь в виду, что это опасный груз, который принимается в готовом виде и затем специальным автотранспортом развозится по хозяйствам.
- Это другая производственная площадка. Здесь мы уже полтора года мужественно получаем разрешение на строительство. Проектировщики заверяют, что к концу ноября необходимые документы будут на руках.
К сожалению, сезон фундаментных работ уже упущен. Постараемся зимой провести подготовительные работы, чтобы весной как можно быстрее начать монтаж.
Основной упор на этой площадке будет сделан на сборку посевных комплексов. Мы уже производим пневматическую широкоформатную сеялку, под которую требуются огромные ресурсы и мощности. На сегодняшний день «посевники» - это большой неосвоенный рынок. Тот сегмент, в который мы стремимся, это уровень John Deere и Bourgault.
Хотим быстрый старт, чтобы сразу производить достаточное количество техники.
- По продажам зерносушилок, прицепов для внесения удобрения мы остаемся лидерами. Но надо иметь в виду, что сам рынок сжался. Эту проблему мы решаем за счет диверсификации.
- К сожалению, орошение умирает только у нас. Два года назад мы были в командировке в европейской части страны, где полив организован на очень высоком уровне, развита канальная система. Все просто: заключил договор — получил воду.
В Алтайском крае скважины для полива сохранились. Единственное, что может препятствовать, — это нормативная система. Заново пробурить скважину или реанимировать старую — это потребует большого количества документов. Процедура может занимать до полутора лет.
- Уже имеются 11 проектов, по которым ведется работа. Я понимаю, что это только начало. Количество продаж будет расти в геометрической прогрессии.
К нашей радости, большинство иностранных производителей поливальных машин ушли с российского рынка. Вакуум пытаются заполнить турки, но, думаю, что мы сможем победить.
- Только плюсы. Самый главный из них — это снижение количества импорта, что существенно расширило возможности отечественного предприятий.
Надо признать, что в 2021 году российская промышленность не справилась с вызовом — западные компании не смогли поставить технику, у наших не получилось резко нарастить производство. Как я уже говорил, чтобы построить новый цех, надо полтора года только разрешение получать.
Ситуация нынешнего года показала нам, кто друг, а кто нет. У нашего предприятия были поставщики комплектующих в Италии, с которыми мы спокойно работали. Весной они приостановили поставки, а затем от нас отказались.
Весной вообще развернулась настоящая битва за комплектующие.
- На самом деле проблема кроется в дефиците самих комплектующих. В 2020 году Китай как «чихнул» коронавирусом, так у всех и возникли проблемы. На сегодняшний день купить John Deere в Америке также проблематично — придется ждать год.
Отказаться от России для многих западных компаний стало закономерным шагом. Они отвернулись от дальнего для себя рынка, чтобы как можно больше продукции досталось своим. Плюс политические дивиденды зарабатывают.
- Очень выгодны. Компания Amazone, будучи дальновидной, уже давно построила завод в Самаре, серьезно локализовав свое производство. Есть, конечно, санкционные влияния — из-за проблем с поставками из Германии некоторые образцы техники в России не собираются. В целом же предприятие работает успешно.
Сейчас завод себя позиционирует уже не как Amazone, а как «Евротехника». Это полностью российское предприятие, работающее по многим государственным программам.
- «Шоколадное» состояние продлилось ровно до 1 августа. Тогда рынок был повернут в сторону поставщика. Клиенты приходили за техникой, а не поставщик бегал за клиентом.
Потом произошел резкий спад продаж. Есть предположение, что хозяйства просто оказались в шоковом состоянии. Это как с алкоголем — сначала тебе весело, потом наступает похмелье.
Я полагаю, что сельхозпроизводители находятся в неком «похмелье» после двух предыдущих успешных годов. Сейчас они стараются придержать продукцию, чтобы просчитать дальнейшее изменение цены. Приток свободных денег, понятно, снижается.
- Однозначно есть, но есть два важных момента. Надо понимать, сколько сушильного оборудования в целом имеется на рынке. В Алтайском крае его планомерный рост обусловлен увеличивающимся объемом масличных культур, которые собираются поздней осенью и, как правило, требуют сушки.
Если рассматривать отдельно по годам, то, конечно, чем сложнее уборочная осенью, тем выше спрос на наше оборудование. В этом году уборка комфортная — спрос просел.
Оснащенность предприятий Алтайского края сушильным оборудованием я оцениваю на уровне 60%. Развиваться еще есть куда.
- По данным сайта «Русская зерносушилка», в нашей стране и в Белоруссии работают 39 соответствующих предприятий. Сложно сказать, кто однозначно лидер. Если смотреть в количественном выражении, «Комплекс Агро» выпускает 250 сушилок в год. Никто больше нас не производит.
Большая доля оборудования продается по Сибири - от Омска до Красноярска.
- Нельзя обобщать все российское оборудование. Да, есть обоснованные претензии по качеству отечественных тракторов и комбайнов. Это какие-то патологические «болячки», которые никак не удается вылечить.
Другое дело — элеваторное оборудование. Тут сравнение кнопочного телефона и айфона вообще неприемлемо. Поставьте рядом американский силос и российский, разницы вы особой не почувствуете. Если заказчик захочет, чтобы силос был из финской стали — проблем нет. Вопрос цены.
За свое предприятие скажу: станки и оборудование, которые мы используем для производства, самые современные - качество и точность на высочайшем уровне. Недавно запустили сварочный робот, планируем создавать целый парк подобной техники.
Сейчас есть проблемы только по оснащению. Раньше мы ставили электрику германского производства — претензий не было. Но компании в 2022 году ушли с российского рынка. Пришлось переходить на отечественных поставщиков - сервисная нагрузка сразу возросла.
Полгода потратили на то, чтобы решить подобные вопросы.
Мы сейчас ведем большую работу в части популяризации нашего производства. В 2022 году перестроили дилерскую сеть, укомплектовали штат сотрудников, которые в том числе организуют делегации из разных регионов. Недавно приезжала группа клиентов из Мордовии.
Еще ни один человек не уехал разочарованным. Все говорят: «Ничего себе, какое оборудование в Барнауле». У нас только в одном цехе металлообработки станков на 500 млн рублей.
- Последние два года есть. Люди стали планировать свои покупки заранее, учитывая, что срок поставки техники увеличивается.
Нормальный хозяин, который имеет в голове план развития предприятия, не делает покупки спонтанно. Все происходит четко, заранее и под конкретные запросы. Для этого не нужно ждать осени, предоплату можно внести и летом.
По этой причине «День сибирского поля» стал реально продающим. Все, что мы выставляем, на экспозиции продается в первый же день до обеда.
- Есть два уровня продаж. Первый — локальный, на уровне своего региона, тут свои механизмы. Если выстраивать продажи в целом по стране, то здесь решающую роль играет маркетинг - как выстроен бренд, как он разрекламирован, как подан в каналах связи.
Могу заверить: есть предприятия, которые выпускают не самые качественные вещи, но за счет хорошего маркетинга умудряются какое-то время быть на плаву.
Это как с зубной пастой Blend-a-med — услышал 100 раз за день по телевизору, пошел и купил. И даже не задумываешься, а хороший ли это продукт.
- Мы никогда не пользовались ни господдержкой, ни кредитами. Мой принцип — рассчитывай только на себя и будь независимым. Я считаю: не надо привыкать к «допингу», а жить по средствам. Хорошо, когда есть возможность взять кредит, быстро обернуть деньги и тут же их вернуть. Но производство — это работа вдолгую, у нас так не получится.
Дмитрий Владимирович Беляев родился 8 сентября 1983 года в селе Хабары. Школу окончил уже в Барнауле, куда переехал с родителями. Затем учился в Алтайском государственном техническом университете на факультете «Измерительная техника и технологии».
В 2015 году получил второе высшее образование в Москве, в РАНХиГС по направлению «Государственное муниципальное управление».
Свою трудовую деятельность начал еще в 2004 году в компании «ЭкоНива-Сибирь», учась на четвертом курсе. В 2008 году организовал компанию «Комплекс Агро», которая в тот момент занималась продажами техники Amazone. А в 2016 году открыл собственное производство, тогда же собрав первую сушилку.