март 17, 2023
Барнаулец Константин Зырянов раз в два дня пробегает 10 километров босиком по песчаному пляжу индийского штата Гоа. В месяц - 170 км. С одной стороны – ласковое Аравийское море, с другой – неровная линия кокосовых пальм. В Индию старый знакомый altapress.ru перебрался на зимовку осенью 2022-го, и это не последняя точка его личного маршрута. Что он ищет и почему скитается? Мы поговорили с ним о его жизненной стратегии.
Индия, Гоа.
@kostazyranov
Когда в Сибири начинается весна, на штат Гоа стремительно надвигается лето. Сезоны здесь ярко выраженные, самый жаркий месяц года - май.
«Сегодня днем (а наш разговор состоялся 13 марта. – Прим. Altapress.ru) температура поднялась до 34, ночью – до 24-25. А зимой она опускается до плюс 17, небо ясное, дождей нет – это лучшее время для жизни в Гоа», - объясняет Константин.
То, что зимой здесь в самом деле лучше всего, считают многие россияне - их здесь в это время полно. «Я как-то встретил одноклассника, с которым не виделся 20 лет, - барнаульского архитектора. А рядом с моим домом живет основатель известного ресторана Барнаула», - говорит мой собеседник.
Сейчас Гоа потихоньку пустеет. Как перелетные птицы, люди, перезимовав, возвращаются в родные гнезда. Но это не значит, что оставшиеся переживают одиночество: чувство космического расстояния начисто стирают технологии.
«Когда занимаешься делами, от местной жизни отключаешься. Я много читаю и смотрю видео, пишу заметки в телеграм-канал. И, бывает, выйдешь из дома и даже не сразу поймешь, где находишься», - рассказывает мой собеседник.
На момент разговора он жил в туристической деревеньке Морджим - в небольшом доме на две квартиры с двумя входами.
Домовладелец – католик и настоящий индиец Доминик. Католиков в Гоа, бывшей португальской колонии, вообще немало (как и живописных часовенок и католических храмов). У Доминика с десяток таких домов, и все квартиры зимой снимают русские.
Жилье, хоть и деревенское, цивилизованное вполне. Доминик понимает, что человеку надо: никаких тебе сортиров на улице - все внутри. И душ с горячей водой, и туалет, и газовая плитка, холодильник, большая кровать, сейф, пара вентиляторов. Ну, и вай-фай, как без него (если что – есть мобильный интернет).
Связь с всемирной паутиной нужна не только для того, чтобы быть в курсе мировых событий - для работы. Константин – из тех, про которых англичане говорят: у него рабочее место между ушами – то есть в голове.
Зарабатывает он сейчас на фондовом рынке, а делать это можно уже почти в любой точке Земного шара.
«В 2021 году заработал 33% на свой капитал, почувствовал себя свободнее. В 2022-м потерял 9% - неудачи зарядили на нужную работу над собой. В этом году уже имею плюс 12%», - так он описывает свои успехи в биржевой торговле.
Идею зимовки в теплых странах предложил Константину товарищ по бегу еще летом 2022-го. Они на пару нарезали километры в парке Изумрудный - приятель рассказал о штате Гоа. В конце сентября, когда, если помните, с места сорвались тысячи российских мужчин, он предложил приступить к конкретным действиям - ехать.
Константин условиям частичной мобилизации не соответствовал: в армии не служил, военно-учетной специальности не имеет, возраст (на тот момент) – 36, то есть за пределом для рядового состава.
Да и, опять же, повестка не приходила. Словом, отъезд свой бегством он не считает, хотя и не исключал косых взглядов. «Но, поработав в журналистике, я привык не обращать на них внимание», - рассуждает он.
Вообще-то, мысль узнать другие страны поближе и, возможно, начать где-то там строить новую жизнь с нуля он всерьез обдумывал с 2018 года. Так что предложение товарища легло на подготовленную почву.
Сутки он взял на размышление. И согласился – надо же когда-нибудь начать учиться жить за пределами Родины, если уж решил. И почему не в Индии? «Я ведь ничего не теряю», - сказал он себе.
Работая гидом на Алтае и курьером в Москве, Константин скопил небольшой капитал. С учетом текущей работы на бирже возможность существовать в другой стране явно просматривались - пусть и в бюджетном формате.
25 сентября он покинул Барнаул – на поезде до казахстанской Алматы, автотранспортом до киргизского Каракола. А через три-четыре недели, когда появились билеты, в Индию: Бишкек-Алматы-Абу-Даби-Мумбаи-Гоа. Согласитесь, та еще логистика.
«Сепарация с Родиной получается неожиданной, но я вроде готов», - написал он, добравшись до Гоа.
Впрочем, вернемся еще ненадолго в Киргизию, в город Каракол - бывший Пржевальск. Проведенные там три недели Константин вспоминает как-то по-особому - эту страну он вообще называет своим открытием года.
Во-первых, возможности: власти Кыргызстана прошлым летом приняли закон о цифровых кочевниках – и этот статус открыл для релокантов из России массу дорог. Во-вторых, климат: он в тех краях мягкий – видимо, влияет озеро Иссык-Куль, на берегу которого стоит Каракол.
В-третьих, природа: прямо из города открывается вид на горы-пятитысячники со снежными вершинами – красота ослепительная.
Рядом с городом есть горное ущелье и горячие источники, а зимой – горнолыжные трассы. В самом же Караколе много старинных домиков, похожих на барнаульские (но отреставрированных), и за счет этого он кажется ближе.
В-четвертых, языковой барьер: его нет. Русский в Киргизии знают все (или почти все), банковские карты «Мир» принимают к оплате, а цены низкие – это, кстати, уже в-пятых и в-шестых.
«Я полечил в Караколе зубы – это оказалось в два-три раза дешевле, чем в Барнауле. Качество соизмеримое – я не заметил каких-то огрехов. Слышал про одну жительницу Барнаула, которая специально ездила сюда, чтобы и зубы новые поставить, и на Иссык-Куле отдохнуть», - объясняет он.
Ну и, наконец, отношение к приезжим. Мой собеседник негатива почти не встречал – хотя, конечно, есть нюансы.
«В одном из чатов прочитал историю, что какие-то релоканты из России выясняли отношения с местными. Но до драк не доходило - просто стороны пытались поговорить. Я даже пошел в общественную баню, чтобы пообщаться с местными. Был там один человек: он получил российское гражданство, но плохо отозвался о том, как его приняли в России. Он просто высказался – а остальные его успокаивали», - вспоминает он.
Там же, в Киргизии, он оформил международную «евровую» карту MasterCard и уже в Индии может снимать в банкомате рупии или расплачиваться безналично.
Собственно, так бы он и остался в солнечно-фруктовой и дружелюбной Киргизии на подольше… Если бы не твердый настрой ехать в Индию.
«И сейчас я понимаю, что не зря приехал. Здесь, в Гоа, я много бегаю вдоль моря, плаваю, занимаюсь йогой, чувствую, что мускулы подросли. Пробегаю гораздо больше, чем в Барнауле – поставил личный рекорд: 23 километра за раз. Перешел на сыроедение и ощущаю, что стал гораздо более здоровым», - объясняет он.
К тому же аренда жилья позволяет не вникать в вопросы быта (все решает собственник) – значит, можно наконец-то заняться тем, чем давно хотел, да только времени не хватало. Вот она, "сбыта мечт".
«Плюс у тебя всегда над головой солнце», - добавляет Константин.
В 1960-х в Гоа селились хиппи. Часто пишут, что именно наплыв этих «раздолбаев» и «пофигистов» привел к появлению здесь инфраструктуры для туристов на все вкусы и кошельки.
Так это или нет, не знаю. Но вижу по опыту Константина: здесь можно выбрать любой образ жизни, в том числе - вполне себе бюджетный.
Его инвест-стратегия - экономить на жилье, быте и развлечениях. Комфорт он любит, но весь вопрос в приоритетах и личном выборе. Именно с этой стратегией ему удалось сколотить кое-какой капитал в России – и это была его страховка в трудное время.
В Гоа он тратит ежемесячно где-то 20 тыс. рублей, включая затраты на аренду жилья. «Скромно, но основные потребности закрыты», - объясняет он.
«Обратная сторона лоу-кост жизни – дискомфорт и много ручного труда, который я люблю, но который забирает время и силы. В Гоа ушел почти месяц, чтобы организовать здоровый, спокойный и экономный образ жизни – и вернуться в развитие, йогу, инвестиции».
Да, чуть не забыла технический, но важный момент. Попасть в эти края оказалось довольно просто – на удивление. Как выяснилось, индийская виза - самая легкая для тех, кто уезжает в южные страны на зиму. Ее оформляют дистанционно и получают в электронном виде.
Стоит годовая виза что-то около 40 долларов. Правда, «годовая» - это только название. Находиться в Индии непрерывно можно максимум 90 дней - потом нужно выехать в другую страну и вернуться. Так, собственно, все зимовщики и поступали. По прошествии трех месяцев улетали в Шри-Ланка, Непал или Эмираты, а потом возвращались на следующие 90 пляжных дней.
«Но в этом году из-за СВО индийские власти пошли навстречу гражданам России и позволяют им оформить exit permit - разрешение на вылет. Это способ бесплатно продлить визу еще на два месяца и не выезжать. А потом можно снова податься на exit permit. В чатах пишут, что всем одобряют», - объясняет он.
Константин рассчитывает пожить в Индии еще немного - но уже в деревеньке Арамболь, где еще больше русских. Уютную студию в пяти минутах от пляжа он снял за 12 тыс. рупий - 12 тыс. рублей. Перспективы - еще немного поднабраться здоровья и – кто знает? - побить свой же рекорд в беге.
А в мае он вернется в Барнаул – нужно пристроить оставшиеся вещи, помочь родным, съездить в Горный Алтай с друзьями. И снова отправиться в путь по планете.
«Еще на Алтае я понял: выбирают не страну, а соседей. И для переезда рассматриваю три страны – я долго их отбирал по своим критериям: Словакию, Грузию или Киргизию. Хотел бы их объехать», - объясняет он свои планы.
Что он ищет? Как и многие люди его поколения, он ценит свободу выбора и свободу слова и считает жизнь интересной и полной возможностей для саморазвития. Надо только попасть в эту точку на Земной шаре, где все сходится.
«Я стремлюсь жить в своем доме с пчелами и лесосадом, независимо от внешних обстоятельств, - объясняет он. - При этом также планирую торговать на бирже и публиковаться в соцсетях-блоге. Свой дом в благоприятной стране с возможностью самообеспечения – одна из лучших жизненных стратегий».