У школы нет возможности дать ремня. Как подростков в Барнауле отучают курить вейпы

апрель 3, 2023

«Скажи подростку «это вредно», и он сделает назло. Они не понимают слов «вредно» или «опасно для жизни». В свои годы они думают, что будут всегда здоровы. И жить будут вечно», - мы говорим с председателем совета 42-й гимназии Натальей Грохотовой о том, что проблема вейпов встала в полный рост: школьные туалеты полны вкусного, но ядовитого пара, подростки умирают от фиброза легких, а законы не позволяют как следует наказать всех «фигурантов».

Нет курению.
СС0

Мы просто побеседуем

Вейп и прочие электронные испарители - это все же не сигареты, к которым у закона, врачей, учителей и родителей однозначное отношение. Пользуясь этим, подростки уже вовсе не стесняются красоваться друг перед другом разноцветными баночками с пахучей жидкостью и парить прямо в школе.

В 2020 году в России запретили продажу вейпов несовершеннолетним, а последние поправки в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» устанавливает однозначный запрет на использование парящих устройств на территории школ. Но фактически привлечь к ответу подростков непросто.

Есть административная ответственность - штрафы для детей после 16 лет и для родителей, если ребенок младше. Но на практике это не работает. «Максимум, что мы можем сделать, если поймали ученика с вейпом, - это вызвать родителей на беседу, - рассказывает Наталья Грохотова. - Родитель говорит: «Докажите, что это мой ребенок». Но в туалете камер нет. Никто не вызывает участкового, не ставит дите на педагогический учет».

Между тем практика других российских школ, по словам Грохотовой, показывает, что если беседа проведена «качественно» и ребенка берут на контроль, повторных инцидентов не случается. Однако в большинстве случаев родители пока не хотят сотрудничать.

Школа при этом оказывается буквально между двух огней. С одной стороны, она сполна ответственна за здоровье учащихся, с другой стороны, механизмов применения наказания у нее практически нет.

Подростки.
unsplash.com

Если ребенок впервые попробовал что-то запрещенное, может быть, строгое наказание не так уж и нужно, признает Грохотова.

«Об этом мало кто знает, но есть пожарная сигнализация, которая не реагирует на пар от вейпов, а есть сигнализация специальная, противодымная, именно ее стоит устанавливать в школьных туалетах, - говорит она. - Я думаю, что ребенок, услышав сигнал тревоги и испугавшись, задумается, стоит ли повторять. Поверьте, в 80% случаев преступление не совершается из-за страха наказания. Как раз этот механизм - страх наказания - не работает в полную силу».

Практика применения знаменитой административной статьи 5.35 (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) в случае с вейпами тоже не работает. Во-первых, неисполнение обязанностей надо еще доказать, а, во-вторых, штраф составляет от 100 до 500 рублей.

С другой стороны, сейчас многие родители амбициозны и строят для детей всю дальнейшую жизнь и карьеру, а инспектор ПДН мало того, что вымотает силы, время и нервы, но еще и существенно может подпортить ребенку будущее.

Дым. Курение. Вейп.
СС0.

Почему не работает пропаганда ЗОЖ

«Вы можете сколько угодно говорить ребенку, что вейпы - это вредно и «я сейчас тебе голову оторву», отлучать от интернета, отбирать деньги - все это неэффективно, если не показать проблему на конкретных примерах», - подчеркивает Наталья Грохотова.

42-я школа ведет действительно колоссальную просветительскую работу: встречи с родителями и учащимися, с полицией, наркологами, тренинги, разъяснения и классные часы, показы документальных фильмов, раздача плакатов и листовок.

«Когда с детьми ведут профилактические беседы, в основном говорят о вреде для здоровья. И это в корне неверно, - считает председатель совета. - Самый опасный возраст в плане вейпов - 6-8 класс - 12-15 лет. Дети помладше просто балуются, хотят быть похожими на «старшаков» и, возможно, никогда не станут всерьез курить. А вот с 6 класса начинается борьба за лидерство, а «по-взрослому» - просто выпендрёж. Здесь может пострадать любой отличник по поведению и прилежный ученик, потому что просто боится оказаться изгоем».

Эта проблема немедицинская и требует иных решений, чем просто лекции о вреде курения. Например, тренингов по лидерству, развитию коммуникативных навыков и умению говорить «нет».

Подростки.
unsplash.com

Хорошо в этом случае работают вполне конкретные «картинки». «В моей практике был случай с пожилой парой, - рассказала Грохотова. - Супруг курил одну сигарету за одной и однажды сломал бедро и вынужден был лежать. Жена, которая за ним все время ухаживала, через несколько лет умерла от рака легких, надышавшись дыма, хотя сама никогда не курила. Я как-то раз рассказала эту историю сыновьям, которые пришли, пропахшие смесями для вейпов, а сами вроде как просто «рядом стояли». Это было для них открытием».

Было бы неплохо, если бы к пропаганде отказа от вейпов присоединились учителя химии и биологии, считает Наталья Грохотова. «Давайте посмотрим на состав жидкостей. Помимо никотина, это глицерин, пропиленгликоль, ацетат витамина Е. Почему бы не разобрать подробно химические реакции, которые происходят в организме при вдыхании всего этого?» - предлагает родительница.

Тяжелые легкие

С медицинской точки зрения вейпы - тоже огромная беда. «Запуск их в широкую продажу сопровождался «исследованиями», которые «доказывали»: с помощью вейпов люди бросали курить сигареты, - рассказывает заведующая диспансерно-поликлиническим отделением по обслуживанию детей и подростков краевого наркодиспансера Наталья Казанцева. - При этом в «исследованиях» не говорилось, что отказались от обычного курения лишь 20%. А те, что бросили сигареты с табаком, «подсели» на электронику».

По словам врача, подростки наиболее восприимчивы к канцерогенам, поскольку их легкие не до конца сформированы. Приятная на вкус жидкость ведет к неконтролируемому расходу жидкостей, а значит - к передозировке. Кроме того, вырабатывается привычка к никотину, избавиться от которой практически невозможно.

Подростки.
unsplash.com

У наиболее предрасположенных к заболеваниям дыхательной системы подростков развивается так называемая EVALI - от E-cigarette and Vaping use-Associated Lung Injury - повреждение легких, ассоциированное с курением электронных сигарет и вейпов. Оно ведет к отеку легких и острому респираторному дистресс-синдрому, которые требуют срочной реанимации.

Причины и механизм развития заболевания еще не изучены, но известно, что причиной становится накопление в клетках легочной ткани масляных компонентов аэрозоля электронных сигарет.

Сейчас медицинское сообщество говорит о нарастающей эпидемии «болезни вейперов», которая была скрыта на фоне пандемии коронавируса из-за схожести симптомов.

Ткани легких от курения заменяются фиброзной тканью, грубо говоря, появляются рубцы. «Расправить» их обратно невозможно. Вслед за этим страдает сердечнососудистая и нервная системы, желудочно-кишечный тракт и головной мозг вплоть до серьезного нарушения ментальных функций.

Курение убивает.
открытые источники (CC0)

Одна победа

Все это пытаются «вылечить» в медико-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Родник», он принимает пациентов Ленинского, Индустриального и Железнодорожного районов Барнаула. Здесь есть единственный в Барнауле дневной стационар. В борьбу за подростков включаются психиатр-нарколог, медицинский психолог и социальный работник.

«Мы работаем не только с ребенком, но и с семьей. Стараемся устранить причину, по которой детская рука тянется к каким-то «допингам» в виде алкоголя, сигарет, наркотиков, - говорит Наталья Казанцева. – Иногда дети объясняют это большой загруженностью в школе. Они так расслабляются. Чаще всего у них перед глазами пример старших, которые тоже в конце рабочего дня от усталости позволяют себе выпить пива и выкурить сигарету».

К сожалению, в «Родник» дети попадают уже тогда, когда попали в поле зрения других органов – полиции, комиссии по делам несовершеннолетних. В целом в России нет практики обращать внимания на тревожные звоночки и идти за помощью самостоятельно.

«Большая часть диагнозов у детей – это просто пагубное употребление – эпизодическое. Наша задача - как раз на этой стадии «поймать» ребенка и не дать в полной мере развиться синдрому зависимости, - говорит Казанцева. - Вот этот диагноз действительно звучит как приговор. Мы знаем, что он требует серьезного медицинского вмешательства. И мы не можем сказать, что человек выздоровел и никогда не вернется к употреблению. Есть только понятие ремиссии».

Заведующая дневным стационаром Марина Иванова говорит, что подросткам требуется как минимум 10 дней занятий в центре, чтобы появились результаты, после выписки придется и дальше наблюдаться у врача-нарколога.

«Мы никогда не отказываем, если подросток уже был у нас, а теперь просто приходит просто поговорить. Чужих детей не бывает, - говорит врач. - Иногда приходят и после нескольких лет, уже взрослые, рассказывают, как все хорошо сложилось. Это, конечно, приятно. Борьба ведь идет за каждого. Помогли одному – уже победа".