май 18, 2023
Ровно 10 лет исполняется со дня смерти советского и российского кинорежиссера Алексея Балабанова. В детстве он был хулиганом, во взрослой жизни его считали "неудобным", но его фильмы оставили особый след в сердцах зрителей. Altapress.ru рассказывает о жизни и творчестве режиссера.
Алексей Балабанов.
kinopoisk.ru
Алексей Балабанов родился в Свердловске у двух студентов - Октябрина Сергеевича и Инги Александровны.
Впоследствии отец Алексея стал журналистом и главный редактором научно-популярных фильмов Свердловской киностудии. А мать продолжила учебу в университете и стала доктором медицинских наук, профессором, директором Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии.
Родители много работали, разъезжали по командировкам, и большую часть времени Алеша был предоставлен сам себе. Алексей Балабанов рассказывал о своем детстве:
«Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал реакции прохожих. Играл в карты».
После школы Алексей Балабанов окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков в Нижнем Новгороде. Затем он отправился на службу в армию.
Он служил в качестве военного переводчика и летал в Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию.
За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации - за опоздание на рейс и анекдот про Брежнева. Его перевели в военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге.
Еще в педагогическом институте Балабанов понял, что его настоящее признание - вовсе не языки, а кино. Однако путь к мечте оказался непростым. Он поступил во ВГИК, но после первой сессии забрал документы из-за того, что экзаменатор раскритиковал его рассказ.
Режиссер вернулся в родной город и работал третьим помощником режиссера на Свердловской киностудии.
В 1987 году он все же смог поступить на Высшие режиссерские курсы в Москве. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, а также встретил будущую жену Ирину.
Ключей темой творчества Балабанова стали человеческие судьбы. Действие большинства фильмов Балабанова происходит в России конца 1980-х — 1990-х годов, представляя собой понимание событий окружающей жизни.
Главными героями режиссера становятся аутсайдеры и люди, которые находятся в поиске своего места в жизни. По выражению Ксении Чудиновой, это «волки, загнанные в угол»
Прорывной для Балабанова стала дилогия о Даниле Багрове «Брат» и «Брат 2». Данилу стали называть первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим собственную мифологию и систему ценностей.
Критик Наталья Сиривля отмечает, что цель Балабанова - извлечь из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения.
Никита Михалков называл Алексея Балабанова "неудобным человеком", который при этом обладал "потрясающей внутренней, стержневой структурой".
«Для меня отражение всегда сильнее луча, а Балабанов никогда не шел по этой формуле — он шел по прямой, по лучу», - отзывался режиссер.
Андрей Кончаловский также называл Балабанова одним из наиболее талантливых режиссеров России.
18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Режиссер был в санатории «Дюны» в Сестрорецке — городе недалеко от Петербурга. Там он работал над новым сценарием. Балабанова похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.