ноябрь 3, 2023
Зимой привычные правила торможения не работают — гололед каждый раз усугубляет ситуацию. Госавтоинспекция Алтайского края напоминает, как вести себя при торможении с блокировкой колес и без нее в это время года.
Тормозить зимой на автомобиле нужно правильно.
Фото: Дмитрий Лямзин.
ABS — система, благодаря которой колеса автомобиля не блокируются при торможении.
Если бы такого механизма не существовало, то колеса авто можно было бы сравнить с лыжами. Они перестанут вращаться, но машина продолжит скользить. При этом скорость замедления транспорта будет низкой. Пройдет довольно много времени, прежде чем машина остановится окончательно. Это очень опасно.
А когда работает ABS, то есть колеса не блокируются, торможение становится более эффективным и предсказуемым. Транспортом можно даже управлять — объезжать препятствия, лавировать. Вероятность, что автомобиль занесет, уменьшается.
Торможение на снегу или льду может спровоцировать рыскание — потерю автомобилем курсовой устойчивости.
Чтобы этого избежать, необходимо в промежутках между тормозными импульсами делать короткие подруливания. При этом нельзя допускать заноса авто.
ABS еще и подает сигнал водителю при торможении — педаль начинает "потрескивать" или "вибрировать".
Часто зимой под колесами могут быть разные покрытия. Например, справа — снег, а слева — чистый асфальт или лед. Сцепление колес в таком случае отличается в разы. ABS поможет избежать заноса в этом случае, потому что способна управлять каждым колесом по-отдельности.
Не на всех машинах стоит антиблокировка колес. Однако безопасно ездить можно и без нее.
Например, существует способ, не позволяющий колесам прекращать вращение. Это прерывистое торможение.
Суть в том, что водитель нажимает на педаль тормоза и в момент блокировки колес немного ее приотпускает. А затем — снова нажимает.
Но к такому нужно привыкнуть. Поэтому нужны интенсивные тренировки, чтобы приучить себя к такой работе с педалью тормоза.
Самое сложное в прерывистом торможении на льду — почувствовать момент блокировки колес. На льду это происходит очень быстро, водитель способен и не заметить. Как итог — автомобиль занесет.
Понять, что колеса заблокировались, просто. Во-первых, слышен характерный шорох шипов (при их наличии). Во-вторых, автомобиль не тормозит — потому что скользит.
В этот момент нужно ослабить давление на педаль тормоза и вновь на нее нажать. Как написано выше — делать это нужно с большой частотой, чтобы колеса не успевали полностью заблокироваться.
При прерывистом торможении педаль сцепления должна быт выжата, иначе при первой же блокировке колес двигатель заглохнет и автомобиль полностью потеряет управление.
Автоспортсмены при торможении умудряются нажимать на педаль до десяти раз в секунду. Среднестатистические водители около 3-4 раз.
Здесь-то и проявляется превосходство ABS. Она способна передавать несколько десятков тормозных импульсов в секунду.
Существуют еще и многоканальные системы антиблокировки колес. Они могут менять эффективность торможения каждого колеса в отдельности. А водитель, естественно, не может. Каким бы профессионалам он ни был.