сентябрь 30, 2002
Барнаул еще не дорос до "цифровой революции". По разным оценкам, в Барнауле сегодня работает от 80 до 100 пунктов, где граждане сдают отснятые фотопленки в проявку и заказывают печать фотографий. Оформив заказ, клиенту остается только ждать, особо не задумываясь о том, кто, как и где воспроизведет на бумаге запечатленный на "мыльницу" кусочек прошлого. Внутренняя сторона рынка фотоуслуг остается для клиента, что называется, за кадром.
Kodak или лже-Kodak?
Если посмотреть на вывески пунктов по приему фотопленок, пестрящих логотипами известных во всем мире фирм-производителей фототехники, пленок и химикатов, то может сложиться впечатление, что все фирмы, оказывающие фотоуслуги населению, работают исключительно с западными компаниями. На самом деле это далеко не так. И витрины, оформленные в желтом цвете компании Kodak или синем концерна Konica, далеко не всегда говорят о причастности того или иного пункта приема фотопленок к именитому мировому производителю. И это является одной из особенностей не только барнаульского, но и всего сибирского рынка фотоуслуг.
Условно всех игроков рынка можно разделить минимум на три группы. В первую группу, которая является самой скромной по составу участников, входят фирмы, работающие с мировыми компаниями-производителями на договорной основе. По сути, только они используют известные во всем мире брэнды, имея на то полное право. К таковым, например, относится фирма "Фотосервис", которая имеет в Барнауле несколько точек. "Мы работаем по договору с компанией Kodak, - рассказывает технический директор "Фотосервиса" Николай Штокало, - и сертифицируемся в рамках программы "Кодак-Экспресс". Кроме того, регулярно принимаем участие во всех акциях, которые проводит Kodak". Является участником программы "Кодак-Экспресс" и фирма "Метроном", владеющая в краевом центре самой широкой сетью приемных пунктов. "Мы имеем сертификат соответствия Kodak, - говорит директор "Метронома" Валерий Белоглазов, - два раза в год компания проводит у нас проверки".
Участие в программах подразумевает выполнение ряда жестких условий, нарушение которых может повлечь расторжение договора. И многие руководители фирм, работающих на местном рынке фотоуслуг, ни за что не согласятся на такую "дружбу". Посмотрев на магазин "Мир фотографии", что на проспекте Ленина, можно подумать, что его владельцы заключили договор с российским представительством компании Fujifilm - фасад выполнен в зеленом цвете, который, как известно, сопровождает продукцию этого производителя. Нетрудно заметить в экстерьере "Мира фотографии" и само название японской компании. Тем не менее, эта фирма предпочитает сохранять независимость. "Мы, конечно, можем перейти официально под марку Fujifilm, - говорит директор фирмы "Мир фотографии" Сергей Никулин, - но после этого придется покупать у них расходные материалы и технику втридорого. Мы же работаем сами по себе и торгуем тем, чем хотим. Ведь для клиента в первую очередь важна широта ассортимента на прилавке, а уж потом он думает о цене и качестве". Весьма скептически Сергей Никулин относится и к программам поддержки, подобным "Кодак-Экспресс": "Kodak сейчас не так тщательно следит за качеством услуг в регионах. Участвуя в их программе, пришлось бы продавать их продукцию. У нас же товары от Kodak составляют очень маленькую долю ассортимента. Недавно продали последний фотоаппарат этой компании, больше закупать их технику не будем, она не конкурентоспособна".
Если Сергей Никулин не скрывает непричастность возглавляемой им фирмы к одному из лидеров мировой фотоиндустрии, то основная масса владельцев точек с логотипами Agfa, Kodak и других компаний-производителей, на эту тему предпочитают не распространяться. Вот, что по этому поводу рассказал Николай Штокало: "Я знаю массу прецедентов, когда знак Kodak используют незаконно. Ведь он занимает в мире четвертое место по узнаваемости после Coca-Cola, Mersedes и Sony. Зачастую фирменный знак Kodak даже графически исполняется неправильно". А Валерий Белоглазов без труда вспомнил один из адресов в центре Барнаула, по которому располагается фотоотдел, украшенный неверно изготовленным логотипом Kodak.
Третья категория - это так называемые подпольщики. Их количество до сих пор не учтено, зато известны некоторые методы работы. О своем присутствии на местном рынке они могут заявить объявлениями, расклеенными на стенах жилых и административных зданий. "Некоторые клеят фотографии на квартирах, - говорит Николай Штокало, - недавно на зданиях детсадов расклеили свои объявления. Причем, они указывают, что их услуги дешевле". Легальные игроки фоторынка считают, что удешевления услуг "подпольщики" добиваются, используя просроченные химикаты и более дешевую бумагу. Иногда применяется фотохимия некоторых итальянских и испанских производителей, которая несколько дешевле и имеет невысокие характеристики. Хотя следует добавить, что к таким уловкам прибегают и в некоторых официально действующих лабораториях.
Не во всем виновата техника
Игроки местного рынка фотоуслуг основные нюансы, касающиеся рентабельности и прибыльности бизнеса, сумм, необходимых на организацию фотофирмы и сроков окупаемости затрат, предпочитают держать в секрете. Зато охотно говорят о проблемах, связанных с использованием мини-лабораторий.
Со всех точек заказы в Барнауле стекаются в 25 мини-лабораторий. Некоторые фирмы принимают заказы на печать и из сельских районов края. Например, "Метроном", имея одну мини-лабораторию, тесно сотрудничает с сетью магазинов "Хелми", раскинувшейся по территории края. Заказы принимаются в сельских магазинах "Хелми", а фотографии печатаются в Барнауле минилабом "Метронома". Мини-лабораторию, состоящую из двух блоков - проявочного и печатного - сегодня можно приобрести не дешевле 15-16 тысяч долларов. Это будет подержанная машина, отпечатавшая за пределами России не один миллион карточек. Минилабы, которые можно смело назвать последним словом техники, по цене зашкаливают за отметку в 100 тысяч долларов и у владельцев фотофирм, регулярно посещающих специализированные выставки, при взгляде на них, что называется, течет слюна. Однако, как признался один из фотобизнесменов, "такую лабораторию в Барнауле не окупить и за 15 лет". Лишь единицы предпринимателей сегодня решаются на приобретение новых минилабов, отказываясь от старых, уже начавших "сыпаться" машин.
Осложняет работу с техникой "сэконд-хэнд" и слишком высокая стоимость запасных частей. Например, ремень для проявочной машины стоит 150 долларов. Не всегда есть возможность быстро заказать и получить запчасти со склада компаний, осуществляющих сервисное обслуживание минилабов. Некоторые детали изготавливаются в Барнауле. Гораздо хуже, если произошла серьезная поломка, требующая вмешательства инженера-сервисника. По словам, Сергея Никулина, "приходится оплачивать дорогу и проживание инженера в гостинице, и каждый час его работы".
Вопрос еще и в том, кто обслуживает импортные минилабы не первой свежести. Большинство владельцев фотофирм скажут, что кадровых проблем у них не существует. Но это не совсем так. Прежде чем что-либо сделать, опытный лаборант сначала убедиться в том, что пленка будет обработана по нужному технологическому процессу. Известно немало случаев, говорящих об обратном. Сданные обработку слайды могут проявить как негатив, а черно-белую пленку, как цветную. В последнем случае лаборант просто не ведал, что температура проявки черно-белой пленки несколько ниже, чем цветной. Но о таких казусах клиентам, естественно, не рассказывают.
Клиенту "цифра" не нужна
Голодный человек фотокарточки не печатает. В фотофирмы приходят те, кто в состоянии заплатить. Сегодняшних заказчиков не интересуют высокие технологии и суперсовременные машины - им просто нужны собственные изображения. По наблюдениям специалистов, клиент не обращает внимания на разницу стоимости снимка в 50 копеек. Исключение составляют студенты. Говорит Валерий Белоглазов: "Если мы поднимем цену, то сразу потеряем, как минимум, клиента из студенческой среды. А вот в "спальных" районах ситуация иная. Там поднятие расценок не сильно отразится на количестве посетителей".
Переход к цифровой печати в мире уже назвали революцией в фотобизнесе. Отголоски этой революции уже почти докатились и до нас - в Новосибирске около года работает современная цифровая лаборатория, выполняющая фотографии как с пленки, так и с файлов. Причем обладатели цифровых фотоаппаратов составляют не более 5% процентов от общего количества клиентов этой лаборатории. В Барнауле, по мнению экспертов, во-первых, граждане еще не готовы платить за цифровое фото, которое примерно в два раза дороже аналогового. Во-вторых, слишком мало еще в нашем городе обладателей цифровой фототехники.
Рано или поздно цифровая студия в Барнауле, конечно, появится. Но участники рынка фотоуслуг не берутся утверждать, что это событие станет началом кардинального изменения самого рынка. В городе нет современных профессиональных фотостудий, в которых можно было бы изготавливать качественную художественную и рекламную фотографию. И некоторые бизнесмены, уже обосновавшиеся на рынке, готовы сделать реальные шаги в этом направлении. Если клиент окажется в состоянии платить за такое фото, можно будет говорить о новом дыхании местного рынка фотоуслуг.
Справка редакции
Начало развития барнаульского фото-бизнеса специалисты относят к 1993 году, когда в город была привезена первая импортная мини-фотолаборатория. За пределами нашей страны минилабы пришли на смену централизованным лабораториям, на выполнение заказа в которых уходило до 24 часов, гораздо раньше. Мини-фотолаборатории появились в конце 70-х годов, когда весь комплект оборудования удалось уместить в достаточно компактном объеме и снизить цену на комплект аппаратуры до 100 тысяч долларов.
В СССР первыми минилабами сначала обзавелись высокопоставленные структуры, имеющие отношение к правоохранительным органам и госбезопасности. В 1986-1987 годах мини-лаборатории, услугами которых могли воспользоваться рядовые граждане, начали работать в Москве и Сочи. Это было начало первой волны фотобизнеса. Вторая волна относится к 1992-1995 годам, когда этот бизнес начал приносить реальные доходы. Мини-лаборатории покупались за 80-150 тысяч долларов, при этом вложенные средства окупались в течение одного года и менее. На своем пике, где-то к концу 1997 года, по разным экспертным оценкам, количество минилабов в России приближалось к 3500. После кризиса оно сократилось более чем вдвое. Российский рынок покинули многие крупные игроки. В 1999-2000 годах продажи новых минилабов были практически равны нулю. Последние полтора года в Россию завозится больше подержанных лабораторий, нежели новых.
Справка редакции
Мини-лаборатория (mini-lab) - это комплект технологического оборудования для автоматизированной обработки фотоматериалов и печати фотографий. Свое название и широкое распространение мини-лаборатории получили благодаря компактным размерам, позволяющим разместить все производство на площади от 5 до 20 квадратных метров. Наиболее известными производителями минилабов являются компании Agfa, Fuji, Gretag, KIS, Konica, Noritsu, San Marko.