октябрь 25, 2023
В ноябре барнаульскому заводу «Редукционно-охладительные установки» исполняется 20 лет. На окраине города, где когда-то располагались конюшни, из небольшого цеха он превратился в мощное производство замкнутого цикла. Можно сказать, вырос и возмужал. О том, что интересного произошло за эти годы, мы решили поговорить с руководителями предприятия, сравнив 20 лет жизни завода и человека.
Барнаульский завод «Редукционно-охладительные установки».
Фото: Дмитрий Лямзин.
Валерий Сенькин (В.С.): — 20 лет для завода — это чуть больше, чем для человека. Как правило, у людей расцвет связан с более поздним периодом, например, после 40 лет. В эти годы возникает четкое понимание того, к чему стремишься и как этого достичь. Я полагаю, что именно такое время мы сейчас переживаем.
В.С.: — У завода было несколько важных этапов развития. Были свои кризисные моменты, например, в 2008 году. Тогда сложности мировой экономики затронули и нас. В тот момент завод только начинал сотрудничать с крупными металлургическими предприятиями.
В 2008 году, в самый разгар финансового кризиса, их продукция подешевела в разы. Соответственно, возникли проблемы с платежами. На тот момент на металлургический сектор приходилось порядка 70% общего объема выручки.
Для завода эта ситуация стала во многом переломной. Она подтолкнула нас к переориентированию на другие рынки сбыта, например, на Казахстан. В 2009 году были заключены важные экспортные контракты, которые дали нам возможность развиваться дальше.
Михаил Дроздов (М.Д.): — 2014 год тоже был достаточно сложный. Тогда у завода имелась крупная дебиторская задолженность, которая из-за изменения курса валют в одночасье обесценилась в два раза.
В.С.: — История успеха была волнообразной, и после каждого кризиса следовал подъем. Например, в 2009 году мы построили второй цех и существенно увеличили объемы производства. В последние три года мы также наблюдаем рост, даже несмотря на внешние негативные воздействия.
Могу сказать, что экономические санкции сыграли двоякую роль. С одной стороны, осложнилась ситуация с закупкой импортных комплектующих. Это, безусловно, отрицательный момент.
Но есть и положительный — например, уход с российского рынка крупных иностранных поставщиков.
М.Д.: — В последние предсанкционные годы все сильнее ощущалось внешнее давление на отечественном рынке генерации. Энергетические компании, имея весомые финансовые ресурсы, чаще отдавали предпочтение продукции иностранных компаний, например, из Германии и Чехии.
С началом СВО рынок претерпел существенные изменения.
Большая генерация стала активнее вкладывать в обновление имеющихся мощностей. Конкуренция со стороны западных компаний стала понятнее, спрос на нашу продукцию возрос.
В.С.: — Та доля рынка, которую занимали иностранные компании, распределилась между российскими производителями арматуры.
В прошлом году мы приросли в объемах производства примерно на 30%. Рассчитываем, что этот год позволит нам прирасти еще на треть. Заказы расписаны далеко вперед.
М.Д.: — Наш «организм» набрал мышечную массу и продолжает расти. На сегодняшний день завод представляет собой производство замкнутого цикла. Это позволяет нам выпускать собственными силами все необходимое начиная от литейных заготовок и заканчивая готовой арматурой.
Надо отметить, что многие арматуростроители обходятся без литейных производств, покупая заготовки на стороне. Наличие современного литейного цеха считаем своим конкурентным преимуществом.
В.С.: — В свое время в поисках литейных заготовок мы объехали всю Россию, однако качество данной продукции не отвечало нашим ожиданиям. Поэтому в 2011 году приняли решение об открытии собственного цеха литья. На сегодняшний день он полностью загружен заказами.
Евгений Нагорнев (Е.Н.): — Соглашусь с коллегами и добавлю, что к собственному литейному производству мы пришли, по сути, от безысходности. К сожалению, в России нет развитой кооперации, как, например, в Европе или Китае, поэтому мы вынуждены многое производить сами.
В.С.: — На сегодняшний день складываются благоприятные времена для производства косвенного оборудования. Речь, в частности, может идти об изготовлении насосов высокого давления для энергетической, горнодобывающей и нефтехимической промышленности. Это интересное направление, к которому стоит присмотреться.
Также на данный момент востребованы турбинные лопатки и электроприводы, которые ранее закупались в основном за границей.
Е.Н.: — Семь лет назад мы были в командировке в Германии — на двух предприятиях, которые также производят арматуру. Когда рассказывали о своих наполеоновских планах, немцы на нас смотрели с недоумением.
Дело в том, что в Европе в целях экологии тепловые энергоблоки ежегодно выходят из эксплуатации. Соответственно, спрос на арматуру в Германии снижается.
Пока в России эти тенденции не так ярко выражены, возможности для развития в сфере генерации у нас остаются.
В.С.: — Достаточно устойчив. В настоящий момент завод практически не пользуется кредитными ресурсами. Используем для развития имеющиеся оборотные средства, которые удалось саккумулировать.
Понимаем, что стоимость кредитов не стабильна, так как привязана к ключевой ставке. Поэтому стараемся прибегать к этому инструменту только в крайних случаях.
Могу сказать, что завод в финансовом плане уверенно стоит на ногах.
В.С.: — Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, завод увеличивает производство, расширяет свой станочный парк и приглашает на работу новых сотрудников.
Ищем конструкторов, технологов, токарей, расточников, операторов станков с ЧПУ. На сегодняшний день основная движущая сила завода — это рабочие руки.
Хочу отметить, что как таковой текучки кадров у нас большой нет. При этом есть стабильная заработная плата, хорошие условия труда и возможности для развития.
Бывало так, что человек приходил расточником, проявлял себя, показывал результат и переходил, например, в отдел технического контроля или службу качества. У нас люди находят себя.
На данный момент по разным направлениям мы готовы трудоустроить порядка 30 специалистов.
В.С.: — Сложно загадывать так далеко вперед. С точки зрения эффективности производства и бизнеса я бы хотел, чтобы завод был максимально автоматизированным, но при этом сохранил свое человеческое лицо.
г. Барнаул, ул. Лесокирзаводская, 5
Приемная: +7 (3852) 266-888
Отдел кадров: +7 (3852) 282-114