ноябрь 8, 2023
Еще пару лет назад встретить закладчиков и потребителей наркотиков в Барнауле было неудивительно. Но сегодня на глаза они почти не попадаются. Возможно, и сбытчики, и искатели стали лучше шифроваться, а, может быть, их стали чаще ловить. О реальной статистике, мигрантах, смертности и роли полиции в этом рассказал замначальника управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Алтайскому краю подполковник полиции Сергей Бжицких.
Борьба с наркотиками.
Пресс-служба ГУ МВД по Алтайскому краю.
Наркопреступлениями охвачен практически весь Алтайский край, но половина из них все же приходится на Барнаул. Оно и понятно — способствуют развитая инфраструктура и хорошая транспортная развязка к другим областям и населенным пунктам края.
За последние пять лет количество связанных с наркотиками правонарушений здесь подскочило почти в два раза. За 9 месяцев 2023 года зарегистрировано 1889 фактов сбыта, а, например, за весь 2019-й — всего 974.
Но дело не в возросшей активности наркоторговцев, а в изменениях практики правоприменения. Раньше было так: один закладчик – одно преступление. А с июля 2022 года каждое изъятие закладки с наркотиками образует самостоятельный состав преступления.
Более объективно было бы смотреть на количество задержанных. Так, в 2019 году за хранение и сбыт наркотиков поймали 1434 человека. За текущий период этого года — 1185.
Однако, если брать именно сбытчиков, то в 2019 году их было задержано 239, в этом году – 270. И поскольку сбытчики вредят обществу больше, чем потребители, можно сказать, что эффективность выросла.
Интересно, что более четверти задержанных – мигранты (73 из 270), которые приехали на заработки, например, на стройку, но в итоге свернули не туда.
Нельзя сказать, что в Барнауле есть какая-то конкретная проблемная зона.
Однако летом полицейские уделяют больше внимания паркам, скверам и лесным участкам в черте города. В таких местах проще скрыться и замаскироваться.
Зимой же страдает жилой массив, в особенности частный сектор. Если во дворах многоэтажек народ бурлит и не особо замечает посторонних, то владельцы земельных участков сразу распознают чужаков. Больше всего «частники» опасаются именно искателей: боятся, что те могут повредить их собственность во время поисков.
Вопреки распространенному стереотипу, подростки составляют лишь 1-2% от общего количества задержанных сбытчиков. При этом любая активность несовершеннолетних в наркодеятельности всегда вызывает особую тревогу у правоохранителей.
С молодыми людьми ведут профилактические беседы, рассказывают об уголовной ответственности. При этом стараясь не пугать детей, а уберечь от опрометчивых поступков.
Ведь даже одна закладка в погоне за желанием заработать легко и быстро может перечеркнуть всю дальнейшую жизнь.
И все же средний возраст закладчика колеблется в пределах 18-24 и 30-39 лет – таких по статистике больше всего. Играет роль отсутствие семьи и максимализм, когда хочется всего и сразу. Впрочем, встречаются и 50-летние граждане.
В основном такие люди отчаянно нуждаются в деньгах. Именно поэтому они легче всего попадают в ловушку быстрого заработка.
Но, опять же, ошибочно думать, что задержанные — только малообеспеченные граждане. Встречаются и молодые люди из достаточно богатых семей, которых держат в строгих рамках и не балуют деньгами, либо им просто не хватает адреналина.
Зато одна общая черта прослеживается отчетливо: большинство задержанных не употребляют наркотики сами. А еще зачастую они — активные пользователи интернета.
«Интернет-магазины предлагают достаточно заманчивые условия. Они многих прельщают, но не все задумываются о последствиях», — отмечает Сергей Бжицких.
Участники наркобизнеса используют интернет для увеличения объемов сбыта. Сайты с пронаркотическим контентом блокирует Роскомнадзор, информацию о них дает полиция.
Но даже если интернет-магазин находится в теневом пространстве интернета, пресечение и задержания все равно происходят. Иногда полиции удается полностью блокировать работу этих магазинов.
Закладчику может повезти: он проработает пару недель, не попавшись, и получит свои легкие деньги, не ломая спину.
Но люди, как правило, не могут остановиться. Они начинают желать больших денег, думая, что и дальше смогут оставаться безнаказанными. Однако, как показывает практика, рано или поздно ловят всех. И сразу после вскружившего голову джекпота закладчика ждет тюрьма.
Стоит сказать, что за распространение наркотиков, согласно УК РФ, грозит до 20 лет лишения свободы. Все зависит от объема партии.
За 9 месяцев 2023 года в Барнауле изъяли 32 кг 881 гр наркотиков – как растительного происхождения, так и синтетических. В основном преобладает марихуана.
Но самые опасные из них – героин и метадон. Люди часто совмещают их с алкоголем, что приводит к критической реакции организма, и человек умирает от передозировки.
В Алтайском крае только в этом году от наркотиков умерли 74 человека. Это в два раза больше, чем в прошлом, а 80% случаев произошли в Барнауле.
Лучшей профилактикой и употребления, и смертности в правоохранительных органах считают задержания. И большая часть из них — заслуга патрульно-постовой службы и оперативников наркоконтроля.
Экипажи ППС патрулируют улицы и общественные места, замечают подозрительных граждан и могут их проверить.
«Например, идет человек один по лесу, без корзинки для грибов, без велосипеда и оглядывается. Наверняка, возникнут определенные вопросы. Хотя здесь я, конечно, утрирую», — говорит Сергей Бжицких.
В соцсетях по этому поводу даже гуляют шутки о людях, которые просто ищут ключи, но их по ошибке принимают за закладчиков. Впрочем, человеку в этот момент паниковать не стоит: даже если это происходит, полицейские ведут себя корректно.
«Такого, что называется, лицом в пол, ноги в стороны – точно нет», — замечает правоохранитель.
Сотрудники ППС сперва выясняют, что случилось. А там по человеку будет видно: в самом ли деле он потерял ключи или все-таки ищет закладку. Будут глаза бегать, руки трястись, проявятся и другие, менее заметные признаки. Как у сотрудников Госавтоинспекции глаз наметан на пьяных водителей, так и в ППС — на наркопотребителей.
А вот сотрудники наркоконтроля в большей степени нацелены на сбытчиков — тех, кто вовлекает новых потребителей. Порой их работа похожа на кино.
Они могут проводить дни или даже неделю за непрерывным наблюдением за закладчиками по видеокамерам или в интернете, прежде чем наступит подходящий для выезда и задержания момент. Ведь выгоднее поймать не одного, а накрыть целую сеть.
Иногда сотрудники сами выходят на локацию, если замечают, что потребителей стали часто ловить в определенном массиве на протяжении короткого времени. Значит, там работает сбытчик.
Тогда начинается наблюдение в реальном времени, на улице, и обычно закладчика сразу замечают и задерживают.
За день могут поймать до восьми как сбытчиков, так и потребителей, но бывают и дни затишья.
Закладчиков и искателей привлечь к ответственности нетрудно: если у них будет при себе наркотик — этого уже достаточно. Либо если правоохранители лично проследили за сбытчиком и, следуя за ним, изъяли оставленные им закладки.
Но самое недоступное звено – так называемые операторы. Они работают через интернет, с ними переписывается потребитель, и с ними же взаимодействуют сбытчики.
Операторы не касаются наркотиков, зато занимаются организацией и координированием. Вычислить и задержать их сложнее всего, поскольку находиться они могут где угодно, а следов не оставляют.
Между тем много наркотиков поступает в Барнаул из Новосибирска. Это обширный транспортный узел, через который проходит даже больше товара, чем через границу с Казахстаном.
И все же те, кто занимается закладками, хоть мелкими, хоть килограммовыми, вполне досягаемы для полиции. И граждан просят содействовать в их задержании.
«Если вы стали свидетелем чего-то противозаконного, по возможности, постарайтесь зафиксировать этот факт. А после незамедлительно сообщите в полицию. Ни одно обращение не будет оставлено без внимания», — заключил Сергей Бжицких.