Я на это не подписывался! Как работает новый закон о штрафах за навязывание услуг потребителям, объяснил юрист

ноябрь 15, 2023

Многие из нас оказывались в ситуации, когда при покупке товара продавец начинает навязывать вам дополнительные аксессуары, без которых якобы точно не обойтись. Однако теперь жадным торговцам стоит быть осторожнее, ведь с 30 октября в России вступил в силу закон о защите прав граждан от навязывания товаров и услуг. Доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук АлтГУ Ирина Кирюшина объяснила, как работает новый закон.

Пакет. Покупки.
СС0

Очки н-н-нада?

В новом законе указано, что под навязыванием услуг понимаются «различные ситуации, когда приобретения одних товаров или услуг обуславливается обязательным приобретением других». Примеров этому существует большое множество, ненужные товары и услуги пытаются продать как простые магазины одежды, так солидные финансовые учреждения.

Чтобы оградить человека от лишних переплат, новый закон будет контролировать следующие сферы:

За нарушение закона предусмотрен административный штраф. Для должностных лиц от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, а для юридических лиц в десять раз больше – от 20 до 40 тыс. рублей.

Покупка. Чек.
CC0

Договор или ничего

Если коротко, то согласно новому закону, продавцы не смогут предлагать дополнительные товары или услуги, если они никак не влияют на основной договор. К ответственности можно привлечь даже тогда, когда продавец еще до заключения договора начнет навязывать потребителю ненужные товары.

Это касается и тех случаев, когда продавец применяет шантаж: предлагает заключить другой договор, без которого якобы нельзя приобрести необходимые товары или услуги, либо возможно на менее выгодных условиях.

Однозначно наказание последует, если в договор намерено включаются условия, при которых клиент обязан приобрести дополнительные товары и услуги вместе с основными.

Автокредит, покупка автомобиля.
www.drive2.ru/

Также под ответственность попадают такие распространенные ситуации:

Когда можно вернуть деньги

Согласно ст. 32 закона РФ «О защите прав потребителей» человек может отказаться от оказания услуг в любое время, но должен оплатить исполнителю фактически понесенные расходы. Если же клиент так и не воспользовался услугой, то ему должны вернуть ее полную стоимость.

А что делать в тех случаях, когда клиенту уже включили в договор оплату за услуги, которых он не просил? Например, заменили в автомобиле масло и антифриз, хотя о последнем автосалон не договаривался с потребителем.

Согласно п. 3 ст. 16 закона РФ можно отказаться от оплаты тех услуг, которые были выполнены без письменного согласия потребителя. А если они все же оплачены, то клиент может требовать возврата уплаченной суммы.

Отдельный закон контролирует страхование жизни и здоровья заемщика при оформлении кредита. Так клиент может отказаться от услуг страхования, это право закреплено в ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Отказаться можно в течение 14 дней со дня заключения договора (так называемый «период охлаждения»). С января 2024 года это срок будет увеличен до 30 дней.

Девушка с покупками.
Фото: freepik, автор yanalya.

Куда обратиться

Если вы столкнулись с навязыванием товаров или услуг, то вы можете обратиться в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Банк России, прокуратуру или суд.

Важно сохранять все документы, связанные с приобретением товаров или услуг, чтобы иметь возможность доказать факт навязывания услуги.